Методические рекомендации по предупреждению или коррекции школьной и социальной дезадаптации детей
Выполнила:
студентка II курса группы СДО-26
Никифорова Валерия Александровна
г.Стерлитамак, 2020
Аннотация
В условиях образовательного учреждения адаптация рассматривается как процесс приспособления обучающихся к требованиям и условиям учебной деятельности, социальному окружению. Адаптация - это процесс активного освоения личностью внешней среды условия обучения в основной школе с целью приспособления ее к своим индивидуальным интересам, склонностям, возможностям. Дезадаптация - это социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него (ребенка) конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. Учебная дезадаптация – рассматривается как социально-психологическое и социально-педагогическое явление неуспешности ребенка в сфере обучения, связанное с субъективно неразрешимым для него конфликтом между требованиями образовательной среды и ближайшего окружения и его психофизическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному психическому развитию. Социальная дезадаптация – характеризуется серьезными проблемами в личностном и в социальном развитии ребѐнка, вызванные нарушением социальных связей и межличностных отношений с семьѐй, сверстниками. Разработчики: Крылова Т.А., к.психол.н., доцент, научный сотрудник лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» Струкова М.Л., методист лаборатории комплексного сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»
|
|
Пояснительная записка
В учебной деятельности при неблагоприятном развитии школьной ситуации развитие дезадаптации проходит 5 этапов: - первичные трудности в учебе (1 этап) перерастают в пробелы в знаниях (2 этап); - отставание в усвоении программы по одному или нескольким предметам (3 этап) – переходит в неуспеваемость частичную или общую (4 этап); - далее возможен крайний случай – отказ от учебной деятельности – ребенок может перестать посещать учебные занятия (5 этап). В сфере социальных отношений отрицательная динамика выражается в том, что первично возникшее напряжение ребенка в отношениях с родителями и педагогами (1 этап) перерастают в смысловые барьеры (2 этап), в эпизодические (3 этап) и систематические конфликты (4 этап), и как крайний случай – в разрыв личностнозначимых для него отношений (5 этап). Педагогами, как правило, причины таких изменений в поведении ребенка чаще всего не связываются с влиянием школы, им дается однозначная оценка – «не хочет учиться», «у него плохое поведение». Неуспешность в учебной деятельности, проблемы в отношениях с личностнозначимыми людьми негативно сказываются на социально-психологическом благополучии личности. Могут возникать нарушения поведения, деформации характера, изменения состояния соматического и психического здоровья. В ситуациях хронической неуспешности учебная деятельность перестает восприниматься ребенком как значимая. Ребенок начинает искать тот вид занятий, в котором он был бы более успешен. Это может быть как различная досуговая деятельность (кружки, студии и т.п.), спортивные занятия, так и вовлечение в различные неформальные подростковые группы различной направленности. Возможно появление различных форм поведенческих девиаций. Такие формы поведения могут служить способом привлечения внимания взрослых. [4] Принято выделять следующие основные компоненты дезадаптации: Когнитивный, компонент — проявляется в трудностях учебной деятельности,· несформированности познавательных процессов, низкой успеваемости в обучении по отдельным учебным предметам; Эмоционально-личностный компонент—отрицательное эмоциональноличностное отношение к отдельным предметам и обучению в целом,· педагогам; Поведенческий компонент — нарушения учебной дисциплины, поведения в· сфере взаимодействия с педагогами и сверстниками. У большинства детей, имеющих проявления дезадаптации, достаточно четко могут прослеживаться все три компонента. Риск возникновения дезадаптации повышается в переходные периоды обучения. Выделим наиболее распространенные периоды риска возникновения учебной и социальной дезадаптации у детей и подростков: 1. Этап адаптации первоклассников к школьному обучению. 2. Период адаптации к обучению в 5 классе. 3. Период адаптации на этапе перехода к профильному обучению (8-9 класс) Адаптация первоклассников к школе – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных 4 непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Переход из начальной школы в среднюю является вторым кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Дезадаптация в подростковом возрасте более тесно связана с личностными проблемами учащихся, в частности с эмоционально-аффективными переживаниями, проистекающими из осознания себя в новой роли. Дезадаптация в старших классах чаще всего связана с формированием профильных классов. В каждом случае учащийся сталкивается с новой социальной ситуацией, с новым образовательным пространством. Определим основные факторы развития учебной и социальной дезадаптации на основных этапах обучения и социализации: Психофизиологические и когнитивные: Особенности психофизиологического развития ребенка (синдром СДВГ,· индивидуальные свойства темперамента, повышенная тревожность и т.д.) Недостаточная сформированность произвольности познавательных процессов· (внимание, мышление, память) Слабая сформированность процессов произвольности поведения и деятельности· Психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям· процесса обучения. Нарушения психического и физического здоровья· Социальные: Изменение ролевой позиции ребенка· Вхождение ребенка в систему новых школьных требований, многообразие· учебных требований Повышение уровня сложности программы обучения, увеличение интеллектуальной· и психоэмоциональной нагрузки и т.п. Усиление психоэмоциональных и интеллектуальных нагрузок· Изменение родительской позиции по отношению к ребенку· Трудности в установлении социальных контактов, общения со сверстниками и· взрослыми Нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий.
|
|
|
|