Рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплинам «методика обучения и воспитания (история)» и «методика преподавания истории»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

А.Х. Аптикиев, О.В. Гугнина

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНам «Методика обучения и воспитания (история)» и «Методика преподавания истории»

Учебно-методическое пособие

 

Допущено УМС ОГПУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профилям История и Обществознание, История и Иностранный язык (английский) и Русский язык и История по дисциплинам «Методика обучения и воспитания (история)» (Б1.В.ОД.5.2); «Методика обучения и воспитания (история)» (Б1.В.ОД.3); «Методика преподавания истории» (Б1.В.ОД.12)

 

Оренбург

2019


 


Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А.М. Аллагулов

кандидат исторических наук, доцент Л.В. Гришакова

        

  А77 Аптикиев А.Х., Гугнина О.В. Рекомендации по написанию курсовой работы по дисциплинам «Методика обучения и воспитания (история)» и «Методика преподавания истории»: учебно-методическое пособие / А. Х. Аптикиев, О.В. Гугнина; Оренбургский гос. пед. ун–т. – Оренбург: ОПГУ, 2019. – 74 с.  

 

В учебно-методическом пособии представлены учебно-методические рекомендации, предназначенные для обеспечения повышения качества процессов подготовки и защиты курсовой работы по дисциплинам «Методика обучения и воспитания (история)» и «Методика преподавания истории», содержащие инструктивные материалы и рекомендации по выполнению соответствующих этапов исследования для обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по профилям: История и Обществознание, История и Иностранный язык (английский) и Русский язык и История по дисциплинам «Методика обучения и воспитания (история)» (Б1.В.ОД.5.2); «Методика обучения и воспитания (история)» (Б1.В.ОД.3); «Методика преподавания истории» (Б1.В.ОД.12)

 

 

© Аптикиев А.Х., 2019

© Гугнина О.В., 2019

© ОПГУ, 2019

 


 

Содержание

1 Общие положения. 4

2 Общие требования к курсовой работе. 6

3 Требования к содержанию структурных элементов текстовой части. 8

3.1 Титульный лист. 8

3.2 Содержание. 9

3.3 Введение. 10

3.4 Основная часть. 12

3.4.1 Общие требования к изложению текста. 12

3.4.2 Заголовки. 12

3.4.3 Перечисления. 13

3.4.4 Таблицы.. 14

3.4.4 Иллюстрации. 16

3.4.5 Оформление ссылок в тексте работы.. 17

3.5 Заключение. 19

3.6 Список литературы (правила оформления списка литературы для курсовой работы) 20

3.7 Приложения. 29

4 Примерная тематика курсовых работ. 30

5 Список рекомендуемых источников и литературы.. 43

6 Приложения. 49

Приложение А Шаблон оформления титульного листа курсовой работы.. 49

Приложение Б Пример оформления содержания курсовой работы.. 50

Приложение В Общий вид оформления элемента курсовой работы «Введение» 51

Приложение Г Примеры оформления заголовков в тексте курсовой работы 53

Приложение Д Примеры оформления таблиц в тексте курсовой работы.. 57

Приложение Е Примеры оформления иллюстраций в тексте курсовой работы 59

Приложение Ж Пример написания введения курсовой работы.. 62

Приложение З Примеры оформления фрагментов уроков в тексте курсовой работы.. 66

Приложение И Отзыв научного руководителя на курсовую работу. 72

 


1 Общие положения[1]

Курсовая работа – одна из важнейших форм обучения студентов. Она является первой работой, требующей от него освоения элементов научно-исследовательской работы.

Выполнение студентом курсовой работы по дисциплине (модулю) проводится с целью:

− систематизации и углубления теоретических знаний по соответствующей учебной дисциплине (модулю);

− выработки навыков применения теоретических знаний в решении конкретных практических задач;

− овладения методикой самостоятельного научного исследования;

− подготовки информационной и научной базы для выпускной квали­фикационной работы, государственной итоговой аттестации;

− формирования компетенций, связанных с профессиональной дея­тельностью.

Курсовые работы рассматриваются как вид учебной работы по дис­циплине (модулю) и выполняются в пределах часов самостоятельной работы, отводимых на изучение данной дисциплины (модуля).

Кафедры Университета разрабатывают методические рекомендации обучающимся по подготовке курсовых работ применительно к конкретной учебной дисциплине (модулю).

Процесс выполнения работ должен быть обеспечен учебной, учебно­методической, справочной и иной литературой, техническими и другими учебно-вспомогательными средствами.

Организация учета и выполнения курсовых работ обучающихся воз­лагается на кафедру, за которой закреплена соответствующая дисциплина (модуль).

В процессе выполнения курсовой работы студент приобретает навыки самостоятельной научной работы, осваивает современные методы ведения исследовательской деятельности, учится работать с литературой и нормативной документацией, развивает творческое мышление и умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Настоящие учебно-методические рекомендации предназначены для обеспечения повышения качества процессов подготовки и защиты курсовой работы по дисциплинам «Методика обучения и воспитания (история)» и «Методика преподавания истории», содержат инструктивные материалы и рекомендации по выполнению соответствующих этапов исследования.


 

2 Общие требования к курсовой работе

2.1 Курсовая работа должны содержать следующие разделы: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы, приложения (не является обязательным).

2.2 Количество глав и параграфов основной части курсовой работы определяется совместно обучающимся и его руководителем на основании специфики темы, цели, задач курсовой работы. Как правило, работа состоит из двух примерно равных глав.

2.3 Первая глава (теоретическая) содержит краткое изложение теории, необходимой для решения поставленной проблемы.

2.4 Вторая глава посвящена решению поставленной проблемы.

2.5 Каждый основной структурный элемент курсовой работы (введение, главы, заключение, список литературы, приложения) начинается с новой страницы.

2.6 Главы содержательной части нумеруются в пределах всей работы, параграфы в пределах каждой главы, пункты – в пределах каждого параграфа.

2.7 Нумерация страниц должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения.

2.8 Страницы нумеруются арабскими цифрами.

2.9 Номера страниц располагают посередине верхнего поля страницы.

2.10 На титульном листе номер страницы не указывается.

2.11 Рекомендуемый объем курсовой работы (без приложений) –30-35 страниц.

2.12 Печатный текст должен быть представлен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (21×29,7 см). Текст рекомендуется печатать, соблюдая следующие размеры полей:

− левое – 3 см,

− правое – 1,5 см,

− верхнее и нижнее – по 2 см.

2.13 Текст работы должен быть подготовлен в текстовом редакторе, гарнитура Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный:

− шрифт основного текста – обычный, размер –14 пт., выравнивание – по ширине, красная строка –1,25 см;

− шрифт заголовка раздела – полужирный, размер – 16 пт., выравнивание – по центру;

− шрифт заголовка параграфов – полужирный курсив, размер – 14 пт., выравнивание – по центру;

− шрифт заголовка пунктов (если есть) –курсив, размер – 14 пт., вы­равнивание – по центру.

2.14 Точки в конце заголовков не ставятся.

2.15 После заголовков «Введение», «Глава», «Заключение» и «Список литературы» ставится пустой абзац с интервалом 14 пт.

2.16 После текста параграфа перед заголовком следующего параграфа ставятся два пустых абзаца с интервалом 14 пт.

2.17 Подстрочные или концевые сноски-примечания оформляются по ГОСТ Р7.0.5–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

2.18 Вносить в текст курсовой работы информацию рукописным способом не допускается.

2.19 Формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавита, символы и т.п. оформляются в специализированном редакторе формул.

2.20 Опечатки, описки, графические неточности, помарки, повреждения листов не допускаются


3 Требования к содержанию структурных элементов текстовой части

3.1 Титульный лист

3.1.1 Титульный лист является первым листом курсовой работы. Переносы слов в надписях титульного листа не допускаются. На титульном листе указывают:

1. Название министерства – Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

2. Полное название образовательной организации – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет»

3. Название факультета – Исторический факультет

4. Название кафедры – Кафедра всеобщей истории и методики преподавания истории и обществознания

5. Название дисциплины должно соответствовать названию в учебном плане.

6. Тема курсовой работы.

7. Направление подготовки.

8. Профиль (профили) подготовки.

9. Форма обучения.

10. Ф.И.О. обучающегося, выполнившего курсовую работу, с указанием курса и группы.

11. Ф.И.О. руководителя курсовой работы с указанием его ученой степени и звания.

12. Наименование места, год выполнения.

Пример оформления титульного листа курсовой работы приведен в приложении А.

3.2 Содержание

3.2.1 Содержание – вспомогательный элемент курсовой работы. Здесь отображаются (с указанием номеров страниц) все структурные элементы в том же порядке и тех же формулировках, что и в тексте самой работы.

3.2.2 Структурный элемент курсовой работы «Содержание» включает введение, порядковые номера и заголовки разделов, при необходимости подразделов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием их обозначений и заголовков.

3.2.3 После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент.

3.2.4 Элемент курсовой работы «Содержание» размещают после титульного листа, начиная с нового листа.

Пример оформления содержания приведен в приложении Б.


 

3.3 Введение

3.3.1 Во введении дается общая характеристика курсовой работы, ориентированная на выявление профессиональных знаний, умений и навыков автора. Раскрывается актуальность работы, формулируются цель, задачи и предмет исследования. Могут приводиться формулировки гипотез, методологические основы исследования, характеристика теоретических исследований, новизна и практическая значимость.

3.3.2 Элемент курсовой работы «Введение» размещают на отдельном листе после содержания. Нумерация «Введения» начинается со страницы «3».

3.3.3 Введение оформляется в виде текстового материала, без графических иллюстраций и формул.

3.3.4 Введение должно содержать следующие структурные элементы:

Актуальность исследования – это определение важности исследуемой проблемы, аргументация необходимости ее исследования, раскрытие реальной потребности в ее изучении и необходимости выработки практических рекомендаций.

Степень научной разработанности проблемы – это краткий анализ литературы по теме с указанием, какие стороны (элементы) проблемы раскрыты в отдельных источниках. Обзор литературы должен касаться не всей проблемы, а узкой темы, выбранной обучающимся.

Объект исследования – процесс обучения истории.

Предмет исследования – это процесс или явление, которое познается, исследуется в работе; конкретная часть объекта или конкретный аспект проблемы, занимаясь рассмотрением которого автором познается целостный объект, обозначаются и выделяются его характерные свойства. Предмет исследования зачастую очень близок с выбранной обучающимся темой курсовой работы или полностью с ней совпадает. Предметом исследования может выступать конкретная методика организации процесса обучения истории в зависимости от выбранной проблемы. Это может быть методика формирования понятий, картографических умений обучающихся, нетрадиционных форм проведения уроков, способы формирования той или иной образовательной компетенции, содержательная и процессуальная стороны формирования толерантной личности обучающегося при изучении истории и т.п.).

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь обучающийся при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов: выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить…; доказать…; разработать….

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с исследуемой темой. Задачи отражают поэтапное достижение цели и являются планом для написания основой части курсовой работы. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

Методами исследования могут быть: метод анализа и синтеза, исторический метод, метод сравнения, метод проведения интервью или опроса (если обучающийся использовал их в практической части), наблюдения, экспертные, математические и другие.

Структура работы – это определённое расположение ее элементов и их взаимосвязь.

Общий вид оформления элемента курсовой работы «Введение» представлен в Приложение В.


 

3.4 Основная часть

3.4.1 Общие требования к изложению текста

3.4.1.1 Текст курсовой работы должен быть логически последовательным, точным, необходимым и достаточным для раскрытия темы.

3.4.1.2 В тексте курсовой работы следует применять термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами или общепринятыми нормами.

3.4.1.3 В тексте курсовой работы не допускается применять:

– обороты разговорной речи, техницизмы и профессионализмы;

– для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– произвольные словообразования.

3.4.2 Заголовки

3.4.2.1 Для разделов и подразделов курсовой работы применяют заголовки. Для пунктов, подпунктов, как правило, заголовки не приводят.

3.4.2.2 Заголовки должны четко и кратко отражать содержание соответствующих разделов, подразделов.

3.4.2.3 Заголовок раздела (подраздела или пункта) печатают, отделяя от номера пробелом, начиная с прописной буквы, не приводя точку в конце и не подчеркивая

3.4.2.4 В заголовках следует избегать сокращений (за исключением общепризнанных аббревиатур, единиц величин и сокращений, входящих в условные обозначения). В заголовках не допускается перенос слова на последующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв. Текст заголовков раздела, подраздела, пункта, подпункта не должен содержать переносов.

3.4.2.5 Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Межстрочный интервал между строками заголовков разделов, подразделов, пунктов и подпунктов принимают таким же, как в тексте (полуторный).

3.4.2.6 При оформлении заголовков следует соблюдать следующие требования к их размещению:

– расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одному межстрочному расстоянию;

– расстояние между заголовками раздела и подраздела должно быть равно одному межстрочному расстоянию;

– расстояние между последней строкой текста и последующим заголовком текста должно быть равно удвоенному межстрочному расстоянию.

3.4.3 Перечисления

3.4.3.1 В тексте курсовой работы могут быть приведены перечисления.

3.4.3.2 Перечисления выделяют в тексте абзацным отступом, который используют только в первой строке.

3.4.3.3 Перед каждой позицией перечисления ставят дефис.

3.4.3.4 Если необходимо в тексте курсовой работы сослаться на одно или несколько перечислений, то перед каждой позицией вместо дефиса ставят строчную букву, приводимую в алфавитном порядке, а после нее - скобку.

3.4.3.5 Для дальнейшей детализации перечисления используют арабские цифры, после которых ставят скобку, приводя их со смещением вправо на два знака относительно перечислений, обозначенных буквами.

3.4.3.6 Допускается вместо дефиса приводить арабские цифры со скобкой, а для дальнейшей детализации использовать строчные буквы русского или латинского алфавитов в алфавитном порядке со скобкой после них.

Пример 1:

Допускается располагать сведения об источниках в списке:

- в алфавитном порядке;

- по разделам;

- по видам источников.

3.4.4 Таблицы

3.4.4.1 Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения числовых значений показателей (параметров, размеров и т.п.). Табличную форму целесообразно применять, если различные показатели могут быть сгруппированы по какому-либо общему признаку (например, физико-химические показатели), а каждый из показателей может иметь два (или более) значения.

3.4.4.2 Таблицы оформляются следующим образом: слева над таблицей после абзацного отступа, равного 12,5 мм, или пяти знакам размером 14 пт, размещают слово «Таблица». Далее приводят номер таблицы в соответствии с пунктом

3.4.4.3. При этом точку после номера таблицы не ставят.

При необходимости краткого пояснения и/или уточнения содержания таблицы приводят ее наименование, которое записывают с прописной буквы над таблицей после ее номера, отделяя от него тире. При этом точку после наименования таблицы не ставят. От основного текста до слова «Таблица» и от нижней границы таблицы до последующего основного текста должно быть одно межстрочное расстояние.

Правая и левая границы таблицы должны соответствовать границам основного текста.

3.4.4.3 Таблицы нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего текста основной части курсовой работы, за исключением таблиц приложений. Таблицы каждого приложения нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой. Если в курсовой работе одна таблица, то ее обозначают «Таблица 1» или, например, «Таблица В.1» (если таблица приведена в приложении В). Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

На все таблицы курсовой работы приводят ссылки в тексте курсовой работы или в приложении (если таблица приведена в приложении). При этом пишут слово «Таблица», а затем указывают ее номер.

3.4.4.4 Заголовки граф (колонок) и строк таблицы приводят, начиная с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков граф и строк точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. При приведении заголовка боковика или заголовков (подзаголовков) других граф не допускается разделение граф в головке таблицы диагональными линиями. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается располагать заголовки граф перпендикулярно строкам таблицы. Шрифт соответствующих граф и текста таблицы – обычный, размер – 14 pt, допускается 12 pt. Межстрочный интервал – одинарный. Тип шрифта: Times New Roman.

3.4.4.5 Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении курсовой работе.

3.4.4.6 Если таблица выходит за формат страницы, то таблицу делят на части, помещая одну часть под другой, рядом или на следующей странице (страницах), при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку и боковик не повторять, а заменять соответственно номером граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и/или строки первой части таблицы. При делении таблицы на части слово «Таблица», ее номер и наименование помещают только над первой частью таблицы, а над другими частями приводят словосочетание «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы.

Примеры оформления таблиц приведены в приложении Г.

3.4.4 Иллюстрации

8.6.1 К иллюстрациям относятся: рисунки, эскизы, чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы и др. Использование иллюстраций целесообразно только тогда, когда они заменяют, дополняют, раскрывают или поясняют словесную информацию, содержащуюся в курсовой работе.

8.6.2 Иллюстрации следует располагать в курсовой работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Допускается размещать иллюстрации в приложении.

8.6.3 При подготовке иллюстраций необходимо добиться, чтобы весь графический материал полностью отображался как на экране в режиме предварительного просмотра, так и на страницах при их распечатке. Рисунки в формате *jpg, *bmp, *tif – не менее 300 dpi. Графические материалы (схемы, рисунки), состоящие из отдельных графических объектов, должны быть сгруппированы в единый объект. Графические фрагменты, получаемые путем сканирования, должны быть высокого качества, с разрешением не менее 300 dpi, с последующим сохранением в формате графических файлов. Графические материалы (схемы, рисунки и др.), состоящие из отдельных графических объектов, должны быть сгруппированы в единый объект.

8.6.4 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией, приводя эти номера после слова «Рисунок». Если рисунок один, то его обозначают «Рисунок 1». Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, в этом случае номер рисунка состоит из номера раздела и порядкового номера рисунка, разделенных точкой. Пример – Рисунок 1.1 – …, Рисунок 1.2 – … Иллюстрации каждого приложения нумеруют арабскими цифрами отдельной нумерацией, добавляя перед каждым номером обозначение данного приложения и разделяя их точкой. Пример – Рисунок А.3 –…

8.6.5 Допускается не нумеровать мелкие иллюстрации, размещенные непосредственно в тексте и на которые в дальнейшем нет ссылок.

8.6.6 Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных (при наличии таковых), с абзацным отступом, равным 12,5 мм, или пяти знакам размером 14 пт. Точку в конце наименования рисунка не ставят. От основного текста до верхней границы иллюстрации и от слова «Рисунок» или последней строчки наименования рисунка до последующего основного текста должно быть одно межстрочное расстояние. Иллюстрации необходимо выравнивать по центру страницы.

Примеры оформления иллюстраций в тексте курсовой работы представлены в приложении Д.

3.4.5 Оформление ссылок в тексте работы

Библиографические ссылки употребляют:

− при цитировании;

− при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;

− при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

− при анализе в тексте опубликованных работ.

Есть два вида библиографических ссылок:










Внутритекстовые

Размещают непосредственно в строке после текста, к которому относятся. Оформляются в скобках с указанием номера в списке литературы, например, (31). Ссылки на несколько конкретных работ автора могут быть даны, например, в форме (12-17, 19).

При цитировании, а также в случаях, требующих указания конкретной страницы источника, в скобках дополнительно указываются страница (12. С. 7) или страницы «от – до» (19. С. 7-9).

Пример:

Когда частица пролетает вблизи ядра, на нее действует кулоновская сила отталкивания (14, С. 51).

Подстрочные

Размещаются внизу страницы, под строками основного текста, имеют сквозную нумерацию по всему документу.

Пример:

Литературовед Левидов А.М. писал о том, что «не количество прочитанных книг служат показателем культуры чтения, а качество их потребления»1.

1 Левидов, А.М. Литература и действительность / А.М. Левидов. – Л., 1987. – С. 409.

 


3.5 Заключение

3.5.1 Заключение к курсовой работе является одним из ключевых моментов всей проделанной работы в процессе её создания.

3.5.2 В этом разделе необходимо в сжатом виде изложить суть исследования: оформить в виде тезисов теоретический материал, на основе которого построена работа; оценить достигнута ли цель и выполнены ли поставленные задачи; лаконично сформулировать выводы.

3.5.3 Заключение– это последняя часть любого проекта, содержащее суждения, истина которых подтверждается на протяжении написания всей работы.

3.5.4 В заключении курсовой работы прописываются результаты проделанных действий, итоговые умозаключения.

3.5.5 Начинать заключение необходимо с обоснования актуальности, далее привести аргументирование цели, достижение которой стало результатом проекта, и закончить перечнем решённых задач, обозначенных во введении, которые удалось выполнить.

 


3.6 Список литературы (правила оформления списка литературы для курсовой работы[2])

Рекомендуется представить единый список литературы к работе в целом. Наиболее удобным является алфавитное расположение материала без разделения на части по видовому признаку (например: книги, статьи).

Произведения одного автора расставляются в списке по алфавиту заглавий или по годам публикации, в прямом хронологическом порядке (такой порядок группировки позволяет проследить за динамикой взглядов определенного автора на проблему). Затем все библиографические записи в списке последовательно нумеруются.

«Список использованной литературы» размещается после текста работы и предшествует приложениям. Сведения о наличии списка литературы отражаются в «Содержании» (или «Оглавлении»), помещаемом, как правило, после титульной страницы.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: