Особенности пенсионного обеспечения граждан, проживающих в Республике Крым

18 марта 2014 г. в Москве был подписан Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания указанного Договора, и со дня принятия в составе России образованы два новых субъекта — Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Задача по включению Крыма и г. Севастополя в систему социальной защиты нашей страны в целом и распространение на их жителей российских условий и норм пенсионного обеспечения (страхования) в частности — сложная и многогранная.

Принятие Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ является важным этапом в решении задачи по интеграции крымских и севастопольских пенсионеров в отечественную пенсионную систему. Первым этапом можно считать доведение уровня пенсионного обеспечения граждан, проживающих в Крыму и г. Севастополе, до российских стандартов в соответствии с Указом Президента РФ от 31.03.2014 № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» (далее — Указ от 31.03.2014 № 192). Этот этап был успешно завершен, и средний размер пенсии в Крыму и г. Севастополе уже в 2014 г. достиг среднероссийских показателей, в связи с чем существенно повысился уровень материального обеспечения пенсионеров.

21.07.2014 Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», который вступает в законную силу с 01 января 2015.

Настоящий Федеральный закон устанавливает особенности порядка реализации права граждан на пенсионное обеспечение. С 1 января 2015 года пенсионное обеспечение в Республике Крым будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При обращении граждан за назначением пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат до 01.01.2016, пенсия и (или) выплаты будут назначаться с 01.01.2015, но не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При обращении за перерасчетом пенсии лиц, являющихся получателями пенсий на 31.12.2014, по дополнительным документам, подтверждающим обстоятельства за период до 01.01.2015, перерасчет пенсии при обращении по 31.12.2015 будет производиться с 01.01.2015.

Документы, выданные на украинском языке, для пенсионного обеспечения, будут приниматься без перевода на русский язык.

При назначении, перерасчете и выплате пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат учитывается льготный статус граждан, подтвержденный правоустанавливающими документами, в том числе об установлении инвалидности, выданными до 01.01.2015, в соответствии с законодательством, действующим в Республике Крым.

Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании данных выплатного дела без истребования от гражданина соответствующего заявления. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.

Если при перерасчете пенсии с 01.01.2015 суммарный размер пенсии и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, установленного на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсии на территориях Республики Крым и г.Севастополя», пенсия будет выплачиваться в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданам Российской Федерации периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий, имевшие место на Украине по 16 марта 2014 года включительно и Республике Крым или в городе Севастополе в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Гражданам Российской Федерации, являющимся получателями пенсии на 31.12.2014, часть страховой пенсии за период работы до 01.01.2002 определяется из заработной платы за 24 месяца (2000-2001 гг.) либо среднемесячной заработной платы за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002 года, из которых исчислена пенсия на 31.12.2014, на основании документов пенсионного дела.

В случае, если заработок указан в национальной валюте Украины, перевод национальной валюты в рубли осуществляется по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации по состоянию на 1 января 2002 года (56,6723 рублей за 10 украинских гривен).

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территориях Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого являлось выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которых граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой адвокаты, нотариусы), имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной Правительством Российской Федерации, - 17 328,48 руб. Сумма расчетного пенсионного капитала, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии, не индексируется.

Закон от 21.07.2014 № 208-ФЗ направлен на защиту пенсионных прав граждан и вводит особый порядок установления им пенсий с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Украины, Республики Крым и г. Севастополя, исходя из необходимости полного учета имеющихся у граждан периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в Крыму и Севастополе, осуществляется в соответствии с законодательством РФ с 1 января 2015 г.

Изложенная норма вытекает из ч. 6 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ), согласно которой законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя именно с указанной даты.

Под законодательством в рассматриваемой ситуации следует понимать всю совокупность нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, возникающие при предоставлении гражданам пенсий и иных устанавливаемых к пенсии выплат, отнесенных к компетенции ПФР.

Гражданам России, иностранцам и апатридам, проживающим в Крыму и г. Севастополе, пенсии в соответствии с правовым регулированием Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются территориальными органами ПФР начиная с указанной даты, после окончания переходного периода. Это общее правило Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ о начале действия российского законодательства в новых субъектах нашей страны.

До этого момента пенсионное обеспечение указанных лиц осуществляется соответственно Пенсионным фондом Республики Крым и Пенсионным фондом г. Севастополя в порядке, предусмотренном законодательством, действующим на территориях Крыма и г. Севастополя, в том числе в части пенсионного возраста, при достижении которого возникает право на пенсию.

Законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ введены специальные нормы по установлению пенсий, направленные на улучшение положения отдельной категории лиц, а именно граждан Российской Федерации, которые постоянно проживали по состоянию па 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории г. Севастополя. Фактически Законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ в отечественное пенсионное право введен дополнительный территориальный признак для дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения, что обусловливается историческими событиями по воссоединению Крыма и г. Севастополя с Россией и вытекающей из этого необходимостью оптимального включения соответствующих граждан в пенсионное пространство нашей страны. Следовательно, появился субъект пенсионных правоотношений с новыми специальными правами. Дата 18 марта 2014 г. объясняется фактом подписания в этот день и началом применения Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.

На изложенный факт следует обратить внимание — граждане Российской Федерации, подпадающие под действие специальных норм Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ, могут проживать в любом регионе России, не только в Крыму или г. Севастополе, поскольку для этих целей постоянно проживать на день установления пенсии в названных субъектах необязательно, факт проживания статичен и определяется именно на 18 марта 2014 г. и связан только с этой датой.

При отсутствии подтвержденного факта постоянного проживания на территории Республики Крым и г. Севастополя на 18 марта 2014 г. правовых оснований для применения специальных норм Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ не имеется, даже если гражданин после этой даты будет всю трудовую жизнь проживать в Крыму или г. Севастополе. Пенсионное обеспечение иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан Российской Федерации, которые получили статус постоянно проживающих в Крыму или г. Севастополе после 18 марта 2014 г., осуществляется с 1 января 2015 г. без применения предусмотренных Законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ специальных норм, в общем порядке, в том числе с учетом Соглашения о гарантиях нрав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.

Поэтому положения Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ можно разделить на две категории: те, которые регулируют пенсионное обеспечение только граждан Российской Федерации, постоянно проживавших в Крыму или г. Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 г., и те, которые относятся ко всему кругу лиц.

На основании ч. 3 ст. 2 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации в Крыму или г. Севастополе по состоянию на 18 марта 2014 г. является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, т.е. органом ФМС России.

Размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства по состоянию на 31 декабря 2014 г. в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством РФ.

При перерасчете размера пенсии право на нее не пересматривается. Таким образом, все получатели пенсии на 31 декабря 2014 г. продолжат получать пенсию независимо от ее вида, может измениться только ее размер. Или другими словами, оснований для прекращения выплаты пенсий, назначенных до 1 января 2015 г. по законодательству Республики Крым и г. Севастополя, с указанной даты не имеется, в том числе и в случае, если российское правовое регулирование предусматривает иные условия предоставления того или иного вида пенсии. Например, законодательство РФ, в отличие от действующего в Крыму и г. Севастополе, не предусматривает назначения досрочной пенсии дояркам. Однако данный факт совсем не означает прекращения выплаты пенсии этой категории получателей с 1 января 2015 г., напротив, пенсия по-прежнему будет выплачиваться, но уже в размере, исчисленном в соответствии с требованиями российского правового регулирования.

Данное положение Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ вытекает из ст. 11 Закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, закрепившей принцип сохранения социальных прав жителей Крыма и г. Севастополя.

Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от правомочных лиц каких-либо заявлений.

Если при перерасчете размера пенсии гражданину России, иностранцу или апатриду в соответствии с законодательством РФ размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право па одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством РФ, — суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 г., в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом от 31.03.2014 № 192, пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере.

Тем самым при обозначенном сравнении учитываются все пенсии и выплаты пенсионного характера, установленные гражданину с 1 января 2015 г. При этом не учитываются суммы выплат, назначенных согласно правовому регулированию субъектов РФ. Также во внимание не принимаются и федеральные выплаты, которые не имеют к пенсии отношения, в первую очередь речь идет о ежемесячной денежной выплате.

Изложенная норма Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ гарантирует достигнутый уровень материального обеспечения.

В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения в соответствии с законодательством РФ, и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленных в соответствии с законодательством РФ.

Принимая во внимание, что нормативные правовые акты Российской Федерации и законодательство Крыма и г. Севастополя различаются с точки зрения факторов, влияющих па размер пенсии, учитывая, что в выплатных делах могут быть не все документы, имеющие значение для установления российской пенсии, в целях создания гражданам наиболее удобных условий реализации права на пенсионное обеспечение, ч. 6 ст. 3 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ устанавливает льготы в части перерасчета размера назначенной пенсии.

При обращении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, являвшихся получателями пенсий на 31 декабря

2014 г., в период с 1 января по 31 декабря 2015 г. за перерасчетом размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат в связи с имевшими место по 31 декабря 2014 г. включительно обстоятельствами, влекущими изменение размеров пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат, соответствующий перерасчет осуществляется с 1 января 2015 г. При этом заявление о перерасчете размера пенсии и (или) иной устанавливаемой к пенсии выплаты может быть подано в период с 1 января но 31 декабря 2015 г.

Актуальностью принимаемых во внимание данных о среднемесячной заработной плате объясняется положение, закрепленное в ч. 6 ст. 5 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ, о том, что сумма расчетного пенсионного капитала, сформированного в соответствии с изложенным порядком, не индексируется. В данном случае соответствие размера пенсии современным условиям обеспечивается ростом среднемесячной заработной платы, который происходил с 2002 г.

Что касается различий в формировании расчетного пенсионного капитала для граждан, работавших по трудовому договору, и граждан, являвшихся индивидуальными предпринимателями или осуществлявшим свою деятельность на основании гражданско-правового договора, то в отношении индивидуальных предпринимателей воспринят традиционный подход отечественного законодательства, обусловленный природой предпринимательской деятельности[2] и самостоятельным порядком уплаты ими страховых платежей на пенсионное обеспечение. В случае с гражданско-правовым договором во внимание принималось, что одной из его отличительных особенностей является получение вознаграждения за результат, но не за выполнение трудовой функции, при этом стороны такого договора действуют в условиях свободы договора, что означает отсутствие минимальных государственных гарантий по цене договора и, следовательно, для деятельности на условиях договора гражданско-правового характера также характерны признаки определенного риска.

Таким образом, расчет страховых взносов для исчисления расчетного пенсионного капитала за периоды работы и иной деятельности с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. осуществляется в зависимости от вида деятельности граждан на основании данных о продолжительности учтенного страхового стажа при соблюдении следующих условий:

- принадлежность к гражданству Российской Федерации;

— постоянное проживание по состоянию на 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым или г. Севастополя;

- осуществление деятельности на территориях Украины, Республики Крым или г. Севастополя в обозначенный выше период времени.

Эти условия применяются при назначении страховой пенсии любого вида. Поскольку при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца учитываются именно его периоды работы и страховые платежи, то умерший кормилец должен соответствовать изложенным требованиям.

Из этого также следует, что расчет страховых взносов в порядке, предусмотренном ч. 4, 5 ст. 5 Закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ, в целях исчисления размера страховой пенсии не производится, если соответствующая деятельность осуществлялась в Российской Федерации или на территориях других государств — бывших республик СССР.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: