Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Башкирский государственный педагогический университет
Им. М. Акмуллы
Научный совет по проблемам истории образования и педагогической науки отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования
Общественная палата Республики Башкортостан
Совет ветеранов образования Республики Башкортостан
Лаборатория истории педагогики и образования НИИ стратегии развития образования БГПУ им. М. Акмуллы
«…И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ»: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, КАК ЗАЛОГ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА
В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Сборник научных работ
Международной научно-практической конференции,
Посвященной 75-летию Победы
Уфа 2020
УДК с 60.
ББК 63.3 (0) 6.
Публикация настоящего издания осуществлена при финансовой поддержке Фонда социального, культурного и экономического развития Уфы «Общественный фонд развития города»
|
|
«… И помнит мир спасенный»: система образования, как залог победы советского народа в Великой Отечественной войне»: Сборник научных работ Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы (Уфа, 17-18 апреля 2020). – Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2020. – 615 с.
В сборнике представлены материалы научных исследований ученых, работников образования, преподавателей вузов и ссузов, учителей, аспирантов, магистрантов и студентов, раскрывающие особенности функционирования системы отечественного образования, деятельность которой стала одним из главных вкладов в Победу в Великой Отечественной войне. Основные направления теоретических и прикладных исследований: место и роль системы образования в обеспечении победы народов мира в Великой Отечественной войне; функционирование системы образования Башкортостана в предвоенные, военные и послевоенные годы; духовно-ценностные, социально-исторические и культурологические предпосылки, обусловившие превосходство Мира над Войной; роль личности в приближении Победы: работа педагогов, деятелей образования и учащихся в предвоенные, военные и послевоенные годы; традиции военно-патриотического воспитания как одна из составляющих национальной безопасности страны.
Ответственный за выпуск:
Аминов Т. М., доктор педагогических наук, профессор
Редакционная коллегия:
Богуславский М. В., доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Российской академии образования (Москва)
Асадуллин Р. М., доктор педагогических наук, профессор (Уфа)
|
|
Сытина Н. С., кандидат педагогических наук, профессор (Уфа)
Магсумов Т. А., кандидат исторических наук, доцент (Набережные Челны)
ISBN 978-5-6042485-1-5
© ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы», 2020
© Лаборатория истории педагогики и образования
НИИ СРО БГПУ им. М. Акмуллы, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
Оргкомитет конференции ..................................................................... 12
Панчихина О. Ю. (Уфа, Россия)
Приветствие Председателя Общественной палаты Республики Башкортостан 13
Богуславский М. В. (Москва, Россия)
Патриотическая деятельность ученых - педагогов в период Великой Отечественной войны: к 75-летию Великой победы............................... 14
Аминов Т. М. (Уфа, Россия)
Реформа отечественного ремесленного и технического образования в предвоенный 1940 год: опыт и современное значение........................... 19
Абликеева А. Ф. (Ульяновск, Россия)
Теория и практика воспитания у детей уважительного отношения к защитникам Отечества.................................................................................................. 25
Агте В. С. (Уфа, Россия)
Участник Великой Отечественной войны Народный комиссар просвещения БАССР М. Ш. Хасанов............................................................................ 30
Акбашева Л. М. (Салават, Россия)
Люди из моей деревеньки: пусть не будет войны никогда..................... 35
Алдашов А. Н., Дудина А. А. (Уфа, Россия)
Роль системы ФЗО в обеспечении победы в Великой Отечественной войне (на материалах Башкирской АССР).............................................................. 38
Алмаев Р. З. (Уфа, Россия)
Вклад педагогических вузов Южного Урала в оборонный потенциал страны в годы Великой Отечественной войны ....................................................... 40
Андреева Ю. В. (Уфа, Россия)
О некоторых приемах создания ситуации успеха в классической советской и военной педагогике.................................................................................. 44
Арсланова Ф. М. (Кушнаренково, РБ, Россия)
Батырлыгың җырга тиң........................................................................... 50
Артамонова О. А. (Ярославль, Россия)
Система военной подготовки молодёжи в годы Великой Отечественной войны до введения всеобщего военного обучения (на материалах областей Верхнего Поволжья)................................................................................................. 53
Асадуллина Г. А. (Уфа, Россия)
Средние педагогические учебные заведения Башкирской АССР в годы Великой Отечественной войны............................................................................... 56
Ахтямов Д. Ф. (с. Кармаскалы, РБ, Россия)
Человек – легенда..................................................................................... 62
Ахундова Н. Р. (Баку, Азербайджан)
Роль художественной интеллигенции в патриотическом воспитании военных кадров в годы второй мировой войны.................................................... 67
Багабиев А. Р., Магсумов Т. А. (Набережные Челны, Россия)
Система образования Набережных Челнов и Челнинского района в годы Великой Отечественной войны................................................................ 71
Багулина Е. К., Шатова А. Е., Луговской А. М. (Москва, Россия)
Воспитание и образование студентов МИИГАиК в годы Великой Отечественной войны........................................................................................................ 80
Баишев И. Н. (Уфа, Россия)
Военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения на примере изучения Отечественной истории начала ХХ века (на материалах Уральского региона)................................................................................ 83
Бакулин М. А. (Уфа, Россия)
Патриотическое воспитание как одна из составляющих национальной безопасности............................................................................................. 87
|
|
Батыршина Л. В. (с. Толбазы, РБ, Россия)
Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны..... 91
Бахтигареева Ф. Х. (с. Толбазы, РБ, Россия)
Традиции военно-патриотического воспитания в лицее села Толбазы. 95
Беленчук Л. Н. (Москва, Россия)
Жизнь и творчество в эмиграции: Николай Александрович Бердяев в годы второй мировой войны............................................................................ 98
Белов В. А., Кавеева А. И. (Казань, Россия)
Народный танец как средство воспитания патриотических чувств ..... 103
Беспутчик В. Г., Якубович С. К. (Брест, Республика Беларусь)
Физкультурно-спортивные традиции патриотического воспитания учащихся как одна из составляющих национальной безопасности Беларуси .. 109
Богославец Л. Г. (Барнаул, Россия)
Русские педагоги о патриотическом воспитании подрастающего поколения 114
Богославец Л. Г. (Барнаул, Россия)
Воспитание патриотизма у детей в системе деятельности дошкольного образовательного учреждения.............................................................. 117
Богуцкая Т. В., Богуцкий А. В. (Барнаул, Россия)
Военно-патриотическое воспитание как основа формирования нравственных качеств личности ................................................................................... 121