Проблемы развития одаренных детей и пути их решения в условиях общеобразовательной школы

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты личности одаренного ребенка, способствующие формированию проблем социально-психологического характера. Установлены цели и задачи по выявлению и развитию детской одаренности, а также определяются проблемы развития одаренных детей и пути их решения в условиях образовательной школы.

Ключевые слова: одаренные дети, школа, развитие одаренных детей, детская одаренность, проблемы развития одаренных детей.

 

Введение. Сложно отрицать, что феномен «детской одаренности» сегодня выступает одним из центральных факторов развития современного общества. Детская одаренность на протяжении многих столетий тревожит умы как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Существует множество дефиниций к понятиям «одаренные дети», «одаренность», «талантливый», но всех их объединяет одна общая черта: каждое из них стремится охарактеризовать уникальные возможности и способности ребенка.

На сегодняшний день все также не угасает внимание к выявлению и развитию одаренных детей. Однако наибольший интерес вызывают проблемы, связанные развитием одаренных детей и пути их решения в условиях образовательной школы, поскольку именно школьный возраст является наиважнейшим периодом формирования личности ребенка, его умений и способностей.

В связи с этим одной из приоритетных задач современной образовательной школы выступает организация наиболее благоприятных условий для развития одаренных детей, а также детей, одаренность которых еще не проявилась, что и обуславливает актуальность исследования.

 Целью данной статьи выступает определение проблем развития одаренных детей, а также выявление путей их решения в условиях образовательной школы.

Основная часть. Говоря о детской одаренности, зачастую ее отождествляют с аномальным явлением, в связи с чем, одаренные дети испытывают ряд проблем. Однако, по нашему мнению, детская одаренность ни в коем случае не является аномалией и отклонением. В данном случае можно поддержать взгляд В.П. Богдановой, которая отметила, что «одаренный ребенок - это ребенок, развивающийся иначе, ему необходимы изменения в устоявшемся порядке взаимоотношений, и самое важное – другие учебные программы, что, по сути, выступает содержанием основной проблемы при работе с данной группой детей» [2, с. 4].

На современном этапе жизни проблема обучения одаренных детей тесно связана с возникающими требованиями быстро изменяющейся мировой конъюнктуры, которая стала источником концепции по созданию целенаправленного образования людей, обладающих выдающимися способности в определенной сфере деятельности.

Интересный факт, но Всемирная организация здравоохранения вынесла решение, в соответствии с которым одаренные дети включены в «группу риска» наравне с несовершеннолетними преступниками и детьми из неблагополучных семей [3].

Для взаимодействия с одаренными детьми требуются специально созданные программы, переквалифицированные и подготовленные педагоги, образовательные учреждения, в частности, школы, где имеют представление и принимают во внимание особенности и проблемы одаренного ребенка и он сможет развиваться в соответствии с уровнем его потенциала, знаний и способностей [6].

Важнейшей потребностью одаренного ребенка выступает накопление и усвоение приобретаемых знаний. Одаренные дети могут ощущать комфорт только в том случае, когда у них есть возможность без каких-либо препятствий развиваться.

Отметим, что в процессе обучения зачастую одаренные дети испытывают дискомфорт. Это обуславливается тем, что учитель, ввиду отсутствия серьезных проблем в усвоении учебного материала, не считает необходимым акцентировать свое внимание на таком ученике. Однако, именно данный факт выступает источником их будущих неудач в жизни, поскольку познавательная деятельность одаренных детей чаще всего представляет собой развивающий комфорт, в процессе которого происходит развитие интеллекта и способностей ребенка, притом этого не достаточно для формирования у него умений преодолевать трудности.

Отличительной чертой воспитания, развития и обучения одаренных детей выступает совокупность проблем, образующаяся вследствие влияния на одаренного ребенка различных социальных факторов, среди которых главными являются: школа, семья, сверстники и пр.

Изучив данный вопрос с разных сторон, можно составить следующий вывод: у одаренных детей присутствует ряд проблемных аспектов, обусловленные их уникальными возможностями и выступают обратной стороной существующих положительных характеристик их уникальной развивающейся личности.

Таким образом, среди отрицательных личностных черт одаренных детей присутствуют такие, как:

s эгоизм;

s отсутствие способности принимать позицию другого человека, в особенности, если он интеллектуально слабее;

s неприязненное отношение к школе, в случае, когда учебная программа скучна и неинтересна;

s отставание в физическом развитии сравнительно со сверстниками, поскольку одаренный ребенок склонен, как правило, занятиям интеллектуального характера;

s отсутствие культуры диалога и присутствие вместе с тем желания завершать мысль собеседника, поскольку уже с первых слов ясна суть проблемы;

s желание прерывать и исправлять собеседника во время беседы, если тот совершает логические ошибки либо неверно ставит ударение в словах;

s желание всегда быть правым в дискуссиях по причине отсутствия конформизма и умения идти на компромисс;

s желание командовать сверстниками, в противном случае с ними становится скучно.

Данные аспекты личности одаренного ребенка способствуют формированию круга социально-психологических проблем, которые представлены на рисунке 1 [6].

Социально-психологические проблемы одаренных детей  
Сложности в поиске близких по духу друзей
Проблемы ощущения комфорта, т.е. попытки подстроиться под других, казаться такими, как все, отрицание своей индивидуальности  
Высокий уровень развития как определяющее условие мотивации к обучению  
Проблемы участия в играх и развлечениях сверстников  
Очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе  

 


Рисунок 1. Социально-психологические проблемы одаренных детей

 

С целью выявления проблем и путей их решения в условиях образовательной школы, настраивания образовательного процесса и взаимодействия учителей с одаренными детьми, программы по развитию и поддержке одаренных детей должны придерживаться ряда основных положений: 

s индивидуализация обучения (создание индивидуального курса развития одаренных детей);

s наличие возможности у одаренных детей свободно выбирать спектр дополнительных занятий и соответствующих педагогов;

s широкий ряд предлагаемых образовательных услуг;

s индивидуальные методы обучения и воспитания;

s деятельностный метод обучения, привлекающие к самостоятельному обучению одаренных детей, соответствующее их потенциалу.

Подчеркнем, что данные мероприятия приобретают актуальный характер в условиях образовательной школы, так как именно школа занимает главное место в развитии высоко замотивированных учеников, несет ответственность за выявление одаренных детей и их последующую поддержку, в том числе за организацию необходимых условий для достижения учащимися высоких достижений и результатов.

Главными целями учебно-педагогической работы учителей с одаренными детьми выступают поиск и развитие одаренных детей, учитывая их уровень возможностей и умений.

С целью выявления проблем и путей их решения, в первую очередь, требуется установить ряд соответствующих мероприятий.

Таким образом, мероприятия по выявлению одаренных детей состоят из нескольких этапов:

На первом этапе, учителю необходимо обратиться к научным данным о психологических особенностях одаренного ребенка и к эффективным методикам обучения таких детей, реализуя следующие мероприятия: курсы и семинары; повышение квалификационного уровня; подборка соответствующих учебных материалов, необходимых для самостоятельного изучения и проведение научно-методического исследования по данному вопросу.

На следующем этапе проводятся исследования урочной и внеурочной деятельности школьников с целью выявления детей, склонных изучать различные предметы и конкретные направления деятельности, за счет проведения следующих мероприятий: выявление критериев, позволяющих совершить анализ и оценку наличия одаренности; использование методик целенаправленного научно-педагогического наблюдения; выяснение у родителей точек зрения о склонностях, сферах наибольшей успешности и круге интересов, об отличительных чертах личностного развития их ребенка; регулярное проведение опроса учителей по отдельным дисциплинам и классных руководителей о присутствии одаренных детей в их классах.

При реализации третьего этапа осуществляется подбор материалов и проведение тестирований, результаты которых помогут выявить грани одаренности у ребенка. Также для данного этапа характерно выполнение таких мероприятий, как: выявление имеющегося практического опыта в определенной сфере; продолжительное наблюдение за изменениями результативности согласно результатам тестов и истинных достижений школьника; реализация массовых внеурочных мероприятий, к числу которых относятся различные конкурсы, олимпиады, предоставляющие ученику возможность продемонстрировать свои способности.

Задачи по организации условий, оказывающие эффективное влияние на развитие одаренных детей, представлены следующим образом:

1. Составление методик и подбор такой формы обучения, которые будут способствовать развитию самостоятельного мышления, инициативности и творческого потенциала. Вместе с тем в отношении одаренных детей применять их необходимо следующим образом:

s осуществить сравнительный анализ предлагаемой информации и выбирать инструменты для ее обработки (анализ, классификация, сравнение, резюме);

s не акцентировать свое внимание на том, как информация, а напротив, делать упор на конкретные приемы и методики выполнения учебных заданий, а также предоставить учащимся возможность на самостоятельном уровне изучать и обсуждать интересующие их темы.

2. Создание персональных обучающих систем для одаренных детей, учитывая, что их главное предназначение сводится к развитию личности одаренного ребенка, и тот факт, что в роли разработчиков и инициаторов создания специальных курсов обучения могут быть непосредственно родители, учителя-предметники, классные руководители, психологи, наставники и т. д, то есть те люди, которым не безразлична судьба одаренного ребенка;

Выделим главные факторы эффективного взаимодействия с одаренными детьми в условиях образовательной школы:

s Каждый учитель должен осознавать, насколько важна роль развития одаренных детей, и ввиду этого акцентировать свое внимание на проблеме становления положительной мотивации учебного процесса.

s У каждого педагога должно быть понимание, что реализация программы по работе с одаренными детьми наиважнейшее направление в их деятельности.

s При работе с одаренными детьми рекомендуется подключать учителей с соответствующей специализацией и наиболее высоким уровнем квалификации [4].

Выполнив данные условия, появится возможность наиболее верно сформировать учебно-воспитательный процесс с одаренными детьми, улучшить преемственность между этапами учебной деятельности, в том числе способствовать адаптации одаренных детей в общеобразовательной системе.

В заключении, на наш взгляд, будет целесообразным отметить следующую метафору, которую привела в своей исследовательской статье «Работа с одарёнными детьми: проблемы и их решение» Л.Ю. Михайлова: «Ученик – это бриллиант. Когда этот камень достают из глубокой шахты, он невзрачен, не привлекает особого внимания. Но обработай его, нанеси грани, и ты получишь самый драгоценный камень на свете, который засияет всеми своими гранями даже в темноте шахты. Так и одарённый ребёнок. Чем больше ты в него вкладываешь, чем тщательнее осуществляешь огранку его знаний, тем громче победы твоего ученика, тем известнее становится его имя, тем ярче его слава. А, значит, и ты получишь право купаться в её лучах и гордиться тем, что был мастером этой выдающейся личности» [5].

Следовательно, можно сказать, что организация психолого-педагогических условий для выявления современных проблем развития одаренных детей и путей их решения в условиях образовательной школы, а также повышенной познавательной активности одаренного ребенка выступает сегодня определяющей и приоритетной задачей его обучения в школе. Главным таким условием служит обогащенная и развивающая образовательная среда, которая отвечает исключительным когнитивным потребностям и возможностям одаренных детей, включая отличительные черты их личности.

 

Литература:

1. Аминов Т.М. Закономерности развития профессионального образования / Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Мат-лы Всеросс. науч.-мет. конф. – Оренбург, 2015. – С. 2821-2825.

2. Богданова В.П. Педагогические условия работы с одаренными     детьми // Современные проблемы науки и образования. -2016. - №1. - С. 1-9.

3. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/topics/ru (дата обращения: 08.02.2020).

4. Кочурова О.И. Синюк О.А. Проект «Развитие одаренных детей в условиях образовательной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5. - С. 64-69.

5. Михайлова Л.Ю. Работа с одаренными детьми: проблемы и их решение [Электронный ресурс]. URL:http://gim_chit_12.chita.zabedu.ru/images/DOCs_New/KafedraForeignLang/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%BC%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%BB.%D1%8E..pdf. (дата обращения: 7.02.2020).

6. Тухтубаева Э. Проблемы одаренных детей и как их решить в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.su/metodika/6170_problemy_odarennyh_detey (дата обращения 09.02.2020).

 


УДК 37.01

Хамидуллина Л. Г.

 Учитель СОШ № 7 (Нефтекамск, Россия)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: