Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным, но с начинающим читателем нет необходимости обсуждать литературоведческие понятия, так как не это является главным в понимании, основное внимание нужно уделить обогащению образного ряда с помощью использованных автором художественных средств.
Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.
Работа с многозначными словами.
Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
С вилкой или ножом нужно обращаться очень осторожно, потому что они острые.
Горчица была такой острой, что у Вани выступили на глазах слезы.
Алеша простыл и поэтому не пошел гулять с ребятами.
|
|
Когда Анна Ивановна вышла в переулок, хулиганов и след простыл.
Работа с фразеологизмами.
1. Замените в предложении выделенные слова фразеологизмами.
Пример
Юля долго спорила с подругой, что подарить Вере на день рождения. Наконец, они договорились (нашли общий язык).
Ученые беспокоятся и предупреждают (бьют тревогу): земле угрожает экологическая катастрофа.
2. Определите, какой фразеологизм подойдет к этому тексту.
Пример
Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).
3. Составьте диалог, используя фразеологизмы:
Пример
- Ты вчера долго решал задачу по физике?
- Да, очень долго. А ты сразу решил?
- Я долго … (ломал голову), но без помощи старшей сестры ничего не смог сделать.
Рассказ по предложению.
Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
Пример
И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.
Близилось родительское собрание. Мама сказала, что если с отметками у меня все хорошо, то в субботу пойдем в парк. А у меня была двойка по пению. Я очень не хотел, чтобы Мария Ивановна ставила эту двойку в дневник, потому что тогда прощай парк. И когда Мария Ивановна собирала дневники, я свой ей не отдал. На большой перемене мы с мальчишками побежали в спорт. Зал смотреть новее тренажеры. Когда мы вернулись, то я увидел, что дневник мой лежит на парте и двойка в нем стоит как миленькая. Оказывается, Наташка, моя соседка по парте, увидела мой дневник, решила, что я нечаянно забыл отдать его на проверку, и отнесла дневник классной. И тогда я почувствовал такую досаду и так рассердился, что бросил этот дневник за книжный шкаф, который стоял у нас в классе.