Показатель | Возраст в месяцах | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Зрительно-ориентировочные реакции Аз | Кратковре-менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним | Следит взглядом за движущей-ся перед глазами игрушкой | Фиксирует взгляд на неподвижных предметах в любом положении | Узнает мать | Отличает чужих от близких | - |
Слуховые ориентировочные реакции Ас | Вздрагивает при резком звуке и мигает | Прислуши-вается | Отчетливое слуховое сосредото-чение | Поворачив-ает голову на звук | Различает тон, с которым к нему обращаются | - |
Эмоции Э | Первая улыбка | Улыбается в ответ на речь взрослого | В ответ на разговор проявляет радость | Громко смеется | - | - |
Движения общие До | Попытка держать голову, лежа на животе | Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикаль-ном положении | Хорошо удерживает голову, лежа на животе. Есть упор ног | Поворачи-вается со спины на живот | Стоит, не подгибая ног, при поддержке подмышки | Поворачи-вается с живота на спину. Подползает к игрушке |
Движения руки и действия с предметами Др | - | - | Случайно наталкива-ется на игрушку, висящую над грудью | Захватывает подвешен-ную игрушку | Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка | Свободно берет игрушки из разных положений |
Приготовитель-ные этапы развития речи Ра | - | - | Начинает гулить | Длительно гулит | Продолжает долго гулить | Произносит слоги «ма», «ба» (начало лепета) |
Понимание речи Рп | - | - | - | - | - | - |
Навыки и умения в процессах Н | - | - | - | - | - | Берет пищу губами с ложки при кормлении |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Зрительно-ориентировочные реакции Аз | - | - | - | - | - | - |
Слуховые ориентировочные реакции Ас | - | - | - | - | - | - |
Эмоции Э | - | - | - | - | - | - |
Движения общие До | Хорошо ползает | Самостояте-льно садится, сидит. Самостояте-льно встает | Ходит при поддержке на обе руки | Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее | Стоит самостояте-льно без опоры | Ходит самостояте-льно |
Движения руки и действия с предметами Др | Постукивает игрушкой об игрушку, переклады-вает игрушки из одной руки в другую | Игрушками занимается долго | Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимос-ти от свойств) | Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой | Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки | - |
Приготовитель-ные этапы развития речи Ра | Произносит слоги многократ-но (лепечет) | Громко, повторно произносит различные слоги | Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепте | Подражает разным словам взрослого | Произносит первые слова-обозначе-ния «мама», «ав-ав», «кис-кис» | Произносит 8-10 слов - обозначений |
Понимание речи Рп | На вопрос «где» находит предмет, лежавший в определен-ном месте | По просьбе взрослого делает «ладушки, до свидания» | Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из множества игрушек | Знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого | Выполняет элементар-ные требования взрослых | Выполняет элементар-ные требования взрослых (увеличивается запас понимае-мых слов) |
Навыки и умения в процессах Н | Пьет из чашки,которую держит взрослый | Сам держит корочку хлеба (сухарик) | Умеет пить из чашки, придерживая ее руками | Пьет из чашки | Пьет из чашки | Сам берет чашку и пьет |
Примеры оценки НПР:
|
|
|
|
Уважаемые студенты, при решении задачи Вы должны сделать вывод:
НПР – соответствует возрасту
НПР – не соответствует возрасту (ребенок опережает или отстает в развитии на 1-2 эпикризных срока)
Самостоятельная работа студента
1. Назовите критические периоды в формирования центральной нервной системы (ЦНС) в антенатальный период развития и возможные пороки
развития соответственно указанным периодам:
1)
2)
3)
2. Перечислите основные анатомические особенности головного и спинного мозга новорожденного ребенка:
1)
2)
3) ________________________________________________________
4)
5)
6)
|
|
3. Назовите основные периоды развития речи, дайте им краткую характеристику:
1)____________________________________________________________
2)
3)
4. Перечислите в виде таблицы факторы внешней и внутренней среды, оказывающие положительное, либо отрицательное воздействие на развитие нервно-психической сферы ребенка грудного и раннего возрастов:
Фактор | Характер влияния | |
Положительное | Отрицательное | |
|
УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ, ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЗАДАЧИ:
Задача №1
Дайте комплексную оценку развития ребенка.
Девочка 1 мес. 20 дней, вес 4300 гр., рост 54 см., окружность груди 36 см.
Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивает голову на голос взрослого, улыбается, хорошо держит голову в вертикальном положении.
Задача №2
Дайте комплексную оценку развития ребенка.
Мальчик 6 мес. 10 дней. вес 6500 гр., рост 62 см., окружность груди 41 см.
Ребенок переворачивается со спины на живот, начинает захватывать подвешенную игрушку, начинает гулить, кормят с соски.
Задача №3
Дайте комплексную оценку развития ребенка.
Мальчик 10 мес. 20 дней, вес 9 кг., рост 74 см., окружность груди 49 см.
Ребенок самостоятельно ходит, сам берет чашку и пьет, произносит 8-10 слов, выполняет элементарные требования взрослых.
Задача №4.
Мальчик – 7 месяцев 20 дней, вес – 10 кг; рост – 75 см; окружность груди – 46 см; окружность головы – 43 см. Ребенок начинает ползать, долго занимается игрушками, начинает лепетать, по просьбе взрослого делает «ладушки», держит сухарик, пьет из чашки самостоятельно. Настроение бодрое, активен. аппетит плохой, ест преимущественно молочную смесь и фрукты. Засыпает с укачиванием, спит спокойно.
Дайте комплексную оценку развития ребенку.