Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Показатель

Возраст в месяцах

1 2 3 4 5 6
Зрительно-ориентировочные реакции Аз Кратковре-менно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним Следит взглядом за движущей-ся перед глазами игрушкой Фиксирует взгляд на неподвижных предметах в любом положении Узнает мать Отличает чужих от близких -
Слуховые ориентировочные реакции Ас Вздрагивает при резком звуке и мигает Прислуши-вается Отчетливое слуховое сосредото-чение Поворачив-ает голову на звук Различает тон, с которым к нему обращаются -
Эмоции Э Первая улыбка Улыбается в ответ на речь взрослого В ответ на разговор проявляет радость Громко смеется - -
Движения общие До Попытка держать голову, лежа на животе Хорошо держит голову 1-2 минуты в вертикаль-ном положении Хорошо удерживает голову, лежа на животе. Есть упор ног Поворачи-вается со спины на живот Стоит, не подгибая ног, при поддержке подмышки Поворачи-вается с живота на спину. Подползает к игрушке
Движения руки и действия с предметами Др - - Случайно наталкива-ется на игрушку, висящую над грудью Захватывает подвешен-ную игрушку Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка Свободно берет игрушки из разных положений
Приготовитель-ные этапы развития речи Ра - - Начинает гулить Длительно гулит Продолжает долго гулить Произносит слоги «ма», «ба» (начало лепета)
Понимание речи Рп - - - - - -
Навыки и умения в процессах Н - - - - - Берет пищу губами с ложки при кормлении    
  7 8 9 10 11 12
Зрительно-ориентировочные реакции Аз - - - - - -
Слуховые ориентировочные реакции Ас - - - - - -
Эмоции Э - - - - - -
Движения общие До Хорошо ползает Самостояте-льно садится, сидит. Самостояте-льно встает  Ходит при поддержке на обе руки Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее Стоит самостояте-льно без опоры Ходит самостояте-льно
Движения руки и действия с предметами Др Постукивает игрушкой об игрушку, переклады-вает игрушки из одной руки в другую Игрушками занимается долго Действует с предметами по-разному (катает, вынимает в зависимос-ти от свойств) Открывает, закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольцо пирамидки -
Приготовитель-ные этапы развития речи Ра Произносит слоги многократ-но (лепечет) Громко, повторно произносит различные слоги Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепте Подражает разным словам взрослого Произносит первые слова-обозначе-ния «мама», «ав-ав», «кис-кис» Произносит 8-10 слов - обозначений
Понимание речи Рп На вопрос «где» находит предмет, лежавший в определен-ном месте По просьбе взрослого делает «ладушки, до свидания» Знает свое имя. На вопрос «где» находит и достает предмет из множества игрушек Знает названия частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого Выполняет элементар-ные требования взрослых Выполняет элементар-ные требования взрослых (увеличивается запас понимае-мых слов)
Навыки и умения в процессах Н Пьет из чашки,которую держит взрослый Сам держит корочку хлеба (сухарик) Умеет пить из чашки, придерживая ее руками Пьет из чашки Пьет из чашки Сам берет чашку и пьет

Примеры оценки НПР:

Уважаемые студенты, при решении задачи Вы должны сделать вывод:

НПР – соответствует возрасту

НПР – не соответствует возрасту (ребенок опережает или отстает в развитии на 1-2 эпикризных срока)

Самостоятельная работа студента

1. Назовите критические периоды в формирования центральной нервной системы (ЦНС) в антенатальный период развития и возможные пороки

развития соответственно указанным периодам:

1)

2)

3)

2. Перечислите основные анатомические особенности головного и спинного мозга новорожденного ребенка:

1)   

2)   

3) ________________________________________________________

4)                                                                                                                  

5)                                                                                                                  

6)                                                                                                                  

 

 

 


 

 


 

3. Назовите основные периоды развития речи, дайте им краткую характеристику:

1)____________________________________________________________

2)

3)

4. Перечислите в виде таблицы факторы внешней и внутренней среды, оказывающие положительное, либо отрицательное воздействие на развитие нервно-психической сферы ребенка грудного и раннего возрастов:

Фактор

Характер влияния

  Положительное Отрицательное
     
     
     
     
     
     
     
     

 


 

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ, ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ВЫПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ЗАДАЧИ:




Задача №1

Дайте комплексную оценку развития ребенка.

Девочка 1 мес. 20 дней, вес 4300 гр., рост 54 см., окружность груди 36 см.

Ребенок длительно следит за движущейся игрушкой, поворачивает голову на голос взрослого, улыбается, хорошо держит голову в вертикальном положении.

Задача №2

Дайте комплексную оценку развития ребенка.

Мальчик 6 мес. 10 дней. вес 6500 гр., рост 62 см., окружность груди 41 см.

Ребенок переворачивается со спины на живот, начинает захватывать подвешенную игрушку, начинает гулить, кормят с соски.

Задача №3

Дайте комплексную оценку развития ребенка.

Мальчик 10 мес. 20 дней, вес 9 кг., рост 74 см., окружность груди 49 см.

Ребенок самостоятельно ходит, сам берет чашку и пьет, произносит 8-10 слов, выполняет элементарные требования взрослых.

Задача №4.

Мальчик – 7 месяцев 20 дней, вес – 10 кг; рост – 75 см; окружность груди – 46 см; окружность головы – 43 см. Ребенок начинает ползать, долго занимается игрушками, начинает лепетать, по просьбе взрослого делает «ладушки», держит сухарик, пьет из чашки самостоятельно. Настроение бодрое, активен. аппетит плохой, ест преимущественно молочную смесь и фрукты. Засыпает с укачиванием, спит спокойно.

Дайте комплексную оценку развития ребенку.

 


 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: