Правило: Разрешением называется переход от неустойчивого звука в устойчивый

Пример в До мажоре: ноты «До». «Фа», «Соль».

Мы с вами знаем, что построенные на этих ступенях трезвучия, получили точно такое же название, как ступень, на которой было построено трезвучие!

1 ст. - Т5/3 (тоническое);

4 ст. - S5/3 (субдоминантовое);

5 ст. - D5/3 (доминантовое).

                                                     Тональность До мажор

                

                                                           

Сегодня мы поговорим только конкретно  о 5 ступени лада и построенном на ней трезвучии.

 

   Нижний звук «соль» и верхний звук «ре» образуют интервал                                                    «КВИНТУ»

 

      

 

Итак, доминантовое трезвучие строится от 5 ступени лада. Состоит оно из 3-х звуков, крайние звуки которого образуют интервал «квинту». Надо помнить, что в мажоре это трезвучие получается мажорным, а в миноре минорным! Поэтому в минорных тональностях используется гармонический лад, в котором 7 ступень является повышенной, которая помогает минорной доминанте, превратится в мажорную!

Вспоминаем, что мажорное трезвучие состоит из:   б3 + м3. И то, что нижняя  терция в этом трезвучии мажорная(большая), именно она даёт окраску самому трезвучию, которое звучит благодаря ей радостно, весело, жизнеутверждающе!

Предлагаю вам начертить на листе А4 нотоносец и взять 4 кружочка или 4 пуговицы. Для начала в До мажоре находим 5 ступень. Это нота….. «Соль»! Выкладываем её на своем нотоносце. Теперь от неё строим трезвучие: «До – Ми – Соль». У нас получилось мажорное доминантовое трезвучие, крайние звуки которого образовали чистую квинту.

Теперь предлагаю добавить четвертый звук наверху (от последнего звука построить вверх терцию). Принцип простой: все звуки находятся на линейке, и четвертый звук строим так же на линейке!

Нижний звук «соль» и верхний звук «фа» образуют интервал   «СЕПТИМУ»
            

Таким образом, построив D7, мы можем назвать его интервальный состав (из каких он состоит интервалов):

б3 + м3 + м3 = D7.

Б5/3

D7

Вывод:

Аккорд, состоящий из 3-х звуков, взятых по терциям, построенный от 5 ступени лада, крайние звуки которого образуют интервал квинту, называется трезвучием и обозначается – D5/3

Аккорд, состоящий из 4-х звуков, взятых по терциям, построенный от 5 ступени лада, крайние звуки которого образуют интервал септиму, называется Доминантовым септаккордом и обозначается – D7.

Если тоническое трезвучие построено на устойчивых ступенях, то доминантовое, наоборот, на неустойчивых! Это 2 и 7 ступени, которые разрешаются в тонику.

Схему состава D7 можно записать таким образом:

D7 = б3+м3+м3;  D7 = Б5/3 + м3; D7 = б3 + УМ5/3

                                                       Разрешение D7

Правило: Разрешением называется переход от неустойчивого звука в устойчивый.

                   Рассмотрим на примере разрешение D7 в До мажоре и ля миноре

Тональность До мажор

Напомню вам принцип разрешения (это пройденный материал за 1 класс):

Казалось бы, соль является в До мажоре устойчивой и она по сути должна оставаться на месте без всякого разрешения. Но мы видим, что она переходит в тонику (в звук До). Почему?  Да потому что, в данном случае она не просто 5 ступень, а ступень, выполняющая функцию Доминанты! А это значит, что она в этом случае становится неустойчивой и требует разрешения! Вот почему 5 ступень переходит в тонику! Теперь встало все на свои места и  принцип разрешения звуков нам теперь понятен!

Научившись строить в мажоре D7, давайте попробуем его построить в миноре. Принцип тот же самый.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: