Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения

Практическое занятие 4.

По дисциплине:   Риторика в ДОУ

Тема занятия:  Риторическая культура воспитателя дошкольного учреждения 

Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.

Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.

Количество часов: 4 часа.

Современная наука о речевом воздействии имеет следующую структуру:

Речевое воздействие

Риторика

Межличностное общение

Реклама
  деловое                  игровое  
       

1. Продолжите фразу:

Речевое воздействие — это воздействие на поведение, установки, оценки индивида и/или группы лиц средствами языка.

Риторика – филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.

Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.

Реклама — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования

Деловое общение - вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов

Игровое общение – общение в игре

 

Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения.

Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессионально педагогической деятельности.

Актуальность темы в том, что одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

 

3. Термин риторика сочетает в себе различные аспекты (раскройте их):

практический – это …

академический - наука о ….

дидактический - учебная дисциплина, в которой изложена …….

 

4. Классическая риторика пользуется следующими основными понятиями (раскройте их):

Логос – это термин античной философии, употреблявшийся для обозначения всеобщего закона, основы мира.

Этос – это многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. У древних греков понятие «этос» имело широкий спектр значений: привычка, обычай, душевный склад, характер человека, т.е. то, что отлично от природы человека.

Пафос - Буквальное значение слова (греч.) — страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию красноречия. Из области ораторского искусства термин Пафос и производный от него — патетическое — перешли в теорию словесности или в поэтику. В риторике, т.-е. в теории красноречия, имеет отношение, главным образом, к заключительной части речи, которою хотят особенно воздействовать на слушателей, пользуясь рядом направленных в эту сторону приемов.

Топос – это аргумент (синонимы: «историческое место», «диалектическое место»), общезначимое утверждение или тема («общее место»).

 

5. Основными разделами классической риторики являются (перечислите их):

1. Инвенция

2. Диспозицию

3. Элокуцию

4. Элоквенция

5. Меморио

6. Акцио

Они составляют риторические каноны.

Риторические каноны – это метод создания завершенного высказывания.

Риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Риторический вопрос - это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько

может продолжаться это безобразие?!» Эффективность его в том, что он

«ненавязчиво навязывает» некоторую идею.

Анафора - риторическая фигура, которая предполагает одинаковое

начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо

сказать... и т. д.

Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце каждой части

высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах

чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.

Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было

выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал,

ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза - риторический прием, заключающийся в

противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет -

народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет.

Аналогия - тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством

Гипербола - преувеличение (заведомое), например, нет таких сил,

которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.

Инверсия - изменение привычного порядка слов: никогда больше не

будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: