Физическое поведение во время речи

Стиль общения.Убеждение

Комплименты

-Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

-Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

-Милая девушка,

-Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую художественную вещь

Задание 3. «Вежливый отказ».

Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника? Расположите перечисленные выше формулы по убыванию категоричности.

Я не могу...

Нет...

Нег, не могу.

Никак не могу...

К сожалению, я не могу...

К несчастью, я не могу...

Я не в силах это сделать.

Ни в коем случае...

Я бы с удовольствием, но не могу...

Мне бы хотелось..., но не могу...

На это я пойти не могу.

Не просите, этого я сделать не могу...

Ни при каких обстоятельствах...

Об этом не может быть и речи.

Даже не заикайся об этом...

Нет, не получится...   

Ответ:

1. К сожалению, я не могу...

2. К несчастью, я не могу...

3.Я бы с удовольствием, но не могу...

4. Мне бы хотелось..., но не могу...

5. Я не в силах это сделать.

6. Никак не могу...

7. Нег, не могу.

8. Я не могу...

9. Нет...

10На это я пойти не могу.

11. Не просите, этого я сделать не могу...

12. Ни при каких обстоятельствах...

13. Нет, не получится...

14. Об этом не может быть и речи.

15. Ни в коем случае...

16. Даже не заикайся об этом...

Задание 4. Составьте диалоги «просьба—отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает.

Вот варианты возможных просьб. Придумайте дополнительные просьбы сами.

Дай мне на неделю эту книгу (а она библиотечная, она вам самому нужна).

Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место).

Дай мне на воскресенье свой велосипед поехать за город (просящий — неаккуратный человек, может сломать велосипед, не вернуть вовремя и т.д.).

Прорепетируйте отказ с использованием самых вежливых формул с такой интонацией, с какой вы бы отказали другу, которого не хотите обидеть.

Дополните свой отказ мотивировкой отказа (например, у меня сейчас совсем нет времени, я готовлюсь к экзамену; у меня нет этой книги, я ее сам брал в библиотеке и т.д.)

Ответ:

- Дай поиграть машинку (не могу,мне только её купили, ты её можешь сломать)

- Ты не могла бы помочь мне сейчас с домашним заданием?(не могу, сама решаю контрольную работу)

Задание 5. Прочитайте тексты.

I. АНТОН И ПРЯНИК

За обеденным столом Антон и бабушка. Антон задумчиво грызет пряник.

Бабушка (ласково, заботливо). Антоша, оставь пряник, он черствый. На, съешь лучше апельсин. Смотри, какой красивый! Я тебе очищу...

Антон (вяло). Не хочу апельсин.

Бабушка (убежденно). Антон, апельсины надо есть! В них витамин «цэ»..

Антон (убежденно). Не хочу витамин «цэ».

Бабушка. Но почему же, Антон? Ведь это полезно.

Антон (проникновенно). А я не хочу полезно.

Бабушка (категорически). Надо слушаться!

Антон (с печальной усмешкой). А я не буду.

Бабушка (возмущенно обращаясь в пространство). Вот и говори с ним. Избаловали детей. Антон, как тебе не стыдно?!

Антон (примирительно). А ну тебя.

(По В.Леви)

Перечислите использованные правила и приемы речевого воздействия.

Убеждение, уговаривание, приказ.

Каков результат речевого воздействия бабушки на внука?

Отрицательный..

Какие слова мог не понять Антон? Почему?

Антон мог не понять слово витамин «ц».

Какой фактор речевого воздействия полностью игнорировала бабушка?

Бабушка игнорировала фактор установления контакта с собеседником

II. КАК АПЕЛЬСИН ПЕРЕХИТРИЛ ПРЯНИКА

Бабушка. Антон, послушай-ка, помоги досказать сказку. Однажды Апельсин (достает апельсин) пришел в гости к Прянику и вдруг видит, что Пряник уходит в Рот. — Эй, Пряник, — закричал Апельсин. — Постой, куда же ты? Погоди, минуточку! Давай поговорим.

Антон-Пряник. Давай.

Бабушка-Апельсин. Слушай, Пряник, я ведь твой старый друг. Мне скучно без тебя. Если ты уйдешь в эту пещеру, я останусь один. Так с друзьями не поступают.

Антон-Пряник. Я не знал, что ты придешь. Я могу и не уходить. Только вот меня немножко откусили уже.

Бабушка-Апельсин. Это неважно. Давай пойдем вместе. Чур я первый!

Антон-Пряник. Хитрый, какой. Я первый начал...

Бабушка-Апельсин. А я первый сказал, а кто первый сказал, тот и пенку слизал. Понял?

Антон-Пряник. Понял... А давай по очереди?

Бабушка-Апельсин. Ну ладно, договорились. Ты уже откушен? Значит, теперь очередь моя.

Как вы считаете, этот диалог эффективнее предыдущего? Обоснуйте свое мнение.

Ответ: Второй диалог эффективнее первого.В этом случае Антон послушал бабушку,и съел и пряник и апельсин. Фактор установления контакта с собеседником, был учтён бабушкой.

Какой самый важный фактор речевого воздействия в данном случае учтен бабушкой?

Ответ: Фактор установления контакта с собеседником был учтён бабушкой

Задание 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: