Дошкольное образование как уровень системы образования Российской Федерации

Современные исследования социокультурного феномена детства и возможностей образования в развёртывании сущностных сил, возможностей ребенка дошкольного возраста и его саморазвития определяют изменение традиционно сложившегося взгляда на образование как процесс трансляции (передачи) культуры готового знания (В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Н.Н. Поддъяков, В.Т. Кудрявцев, В.В. Рубцов и др.)

Современное образование рассматривается как процесс погружения ребенка в культуру, открытие её ценностей в условиях взаимодействия со взрослым как участником, партнёром и помощником в познании, освоении и реализации ребенком себя в культуре (С.И. Гессен, Д.И. Фельдштейн, С.К. Бондырева, А.Г. Асмолов, М.В. Осорина, Л.В. Коломийченко, Р. М. Чумичева, А.Г. Гогоберидзе и др.). В.В. Сериков, М.С. Каган так описывают этот процесс: образование, становясь центральным феноменом культуры, начинает взаимодействовать с ребенком, а ребёнок с образованием (в том смысле - как человек творит культуру, а культура – человека).

Эффективное решение задач образования детей дошкольного возраста невозможно без понимания дошкольного детства, его сущности и особенностей как развивающегося феномена.

Современный научный взгляд на дошкольное детство как уникальный, самоценный и значимый период в жизни человека, содержащий колоссальные возможности физического, интеллектуального социального и личностного развития в конкретном временном пространстве, предопределяет гуманистическую позицию общества, государства по отношению к роли внешних и внутренних источников и условий для развития и саморазвития ребенка как индивидуальности, личности, субъекта деятельности, поведения и отношений.

Дошкольное детство как социально-исторический феномен зарождается, проявляется и развивается в определенных культурных условиях (Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон, А.А. Майер и др.). Культура для ребенка дошкольного возраста является важнейшим фактором и средой развития, объектом познания и практического освоения, культурного самоосуществления. Образование представляет собой, с одной стороны, явление культуры, с другой – эффективный способ овладения е содержанием, средствами и продуктами

Государство и общество, будучи заинтересованными в социокультурном становлении человека, ориентированы на создание условий для своевременного, полноценного, культуросообразного образования личности. С этой целью создаётся многоуровневая система образования. Одним из уровней этой системы является дошкольное образование.

Под дошкольным образованием понимается образование, целью и результатом которого является сформированность базиса личностной культуры ребенка 7 лет, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям и его подготовленность к переходу на начальную ступень образования (Концепция дошкольного воспитания).

Целевые и содержательные ориентиры отечественного дошкольного образования на современном этапе определяются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009). Они заключаются в формировании общей культуры; развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств; формировании предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста; коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

В истории развития общественного образования России дошкольному образованию традиционно уделялось значительное внимание. Его место в системе образования было определено в первых декретах Советской власти. В этих документах дошкольное воспитание рассматривалось как первая ступень системы общественного образования. Дошкольное образование характеризовалось общедоступностью, было бесплатным и необязательным. Такой статус дошкольного воспитания сохранялся и в постсоветском периоде.

Со времени принятия Закона РФ «Об образовании» (1992), дошкольное воспитание стало именоваться дошкольным образованием, которое признаётся ступенью общего образования и самостоятельным звеном системы российского образования. В Конституции РФ (1993) гарантируется его бесплатность и общедоступность.

Новый закон в области образования (2012) определил дошкольное образование как уровень в структуре системы образования наряду с общим начальным, основным, средним и другими уровнями. Данный статус дошкольного образования открывает новые возможности для его дальнейшего развития и обеспечение ребенку и его семье государственные гарантии в получении общедоступного и качественного образования.

Изменения в дошкольном образовании, рассматриваемого в качестве первого уровня системы образования, коснулись всех его составляющих.В соответствии с Федеральным законом структура дошкольного образования как подсистемы российского образования представляет собой совокупность взаимодействующих: элементов, направленных на достижение целей образования:

- федеральные государственные образовательные стандарты и основные общеобразовательные программы дошкольного образования;

- дошкольные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования;

- федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере дошкольного образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в этой сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

 - организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности дошкольной образовательной организации и оценку качества дошкольного образования;

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере дошкольного образования.

Рассмотрим основные элементы, входящие в структуру дошкольного образования.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт и соответствующие ему примерные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Стандартизация образования, провозглашенная Законом РФ «Об образовании» (1992) как норматив современного образования открыла новую страницу в истории воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Первые программы, имеющие статус образовательного норматива были разработаны в 30-е годы 20 века и обеспечивали реализацию принципа программности в воспитании и обучении подрастающего поколения нового советского общества. По существу это были типовые программы воспитания и обучения детей в детском саду, закрытые для изменений. Их реализация в полном объеме осуществлялась в детских садах на территории всей страны. Содержание программ периодически пересматривалось в связи с изменениями, уточнениями идеологических позиций государства, развитием психолого-педагогической науки и совершенствованием практики дошкольного воспитания, изменялось и название документов. В 80-е годы 20 века на базе «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду» стали создаваться республиканские программы, в которых впервые отчасти были учтены культурные и климато-географические особенности территории проживания детей, посещающих детские сады.

Вариативность содержания образования как принцип российской государственной политики предопределил в 90-годы 20 века тенденцию возникновения дошкольных вариативных программ. В этот период был разработан целый ряд образовательных комплексных программ для дошкольного образования («Радуга» (1989), «Детство» (1991), «Развитие» (1994), «Истоки» (1995), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (2004) др.) и парциальных программ («Пермский край – мой родной край» (1993), «Азбука здоровья», (1997) и др.).

Эти программы выстраивались в соответствии с современными достижениями психолого-педагогической науки, обеспечивали возможность выбора педагогическими коллективами дошкольных образовательных учреждений, родителями воспитанников той или иной стратегии и тактики образования детей в соответствии с возможностями дошкольного образовательного учреждения, актуальными потребностями субъектов образовательного процесса, спецификой социокультурного пространства и т.д. В целом, новые образ программы сыграли позитивную роль в развитии дошкольного образования. В тоже время внедрение в практику дошкольного образования программ, имеющих вариативные концептуальные основания, разные целевые ориентиры и технологии реализации привело к потере единства в понимании результатов деятельности образовательных учреждений и определении показателей, оценки уровня готовности ребенка к школе.

С целью сохранения единого образовательного пространства в стране, предупреждения некомпетентных педагогических воздействий и обеспечения минимума содержания образования, его качества в нашей стране стали разрабатываться государственные стандарты образования. В дошкольном образовании в качестве документа, регулирующего вопросы содержания образования и обучения детей дошкольного возраста и его качества, были введены в действие «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (1996). В 2000 году появился документ, в котором впервые предпринималась попытка определения структуры и содержательного наполнения стандарта для дошкольной ступени системы образования с учётом специфики развития ребенка и целевых ориентиров его образования (Проект государственного образовательного стандарта дошкольного образования). Данный документ широко обсуждался, но в силу ряда объективных причин не был принят на государственном уровне.

Новый этап в совершенствовании содержания образования связан с редакцией Закона РФ «Об образовании» 2007 года, в котором в качестве нормативно-правового регулирования содержания и результатов воспитания и обучения детей дошкольного возраста установлена основная общеобразовательная программа дошкольного образования, разрабатываемая дошкольным образовательным учреждениям на основе примерной общеобразовательной программы, соответствующей федеральным государственным требованиям в области дошкольного образования.

В соответствии с Федеральным законом об образовании Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) являются обязательными при реализации основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях и лицензированных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ.

ФГОС включают в себя:

- федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы;

- федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы;

- федеральные государственные требования к результатам реализации основной общеобразовательной программы.

Вместе с тем, в отличие от ФГОС других уровней в дошкольном образовании разработаны Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы и Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы. В настоящее время ведется работа по созданию третьей части ФГОС дошкольного образования, которая должна нормативно задать требования к результатам освоения детьми основной общеобразовательной программы.

В документе «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2009), определена структура и содержание основной образовательной программы дошкольного образования, соотношение ее частей (обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса), объем образовательной нагрузки и время, необходимое для ухода и присмотра за детьми.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – это комплекс требований, определяющих основные характеристики (объём, содержание, планируемые результаты), а также условия получения дошкольного образования. В образовательном пространстве представлены как основные, так и дополнительные программы. Основная программа обеспечивает реализацию обязательного содержания образования.

Дополнительная образовательная программа реализуется в рамках дополнительного образования, она направлена на расширение и углубление содержания основного образования. Дошкольная образовательная организация реализует дополнительные образовательные программы в качестве дополнительных образовательных услуг за пределами образовательной программы с учетом потребностей ребенка и его семьи.

К разработке основной общеобразовательной программе сформулирован ряд требований:

- она должна соответствовать Закону РФ «Об образовании» и другим нормативным документам в сфере дошкольного образования;

- выступать как общественный договор в качестве инструмента реализации целей дошкольного образования в интересах личности ребенка, семьи, общества и государства;

- обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие;

- способствовать достижению ребенком уровня психологической и физической готовности; создать равные условия воспитания дошкольника вне зависимости от материального достатка семьи, места проживания и т.д.;

- быть направленной на взаимодействие с семьей, быть преемственной с примерной общеобразовательной программой начального школьного образования

Общеобразовательная программа дошкольного образования состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса

Обязательная часть (инвариантная) программы должна быть реализована во всех дошкольных образовательных учреждениях (организациях), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Она призвана обеспечить достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

В части программы, формируемой участниками образовательного процесса, (вариативная часть) отражается: видовое разнообразие учреждений и наличие приоритетных направлений деятельности, а также специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Обязательная часть общеобразовательной программы дошкольного образования, согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, должна включать разделы:

 1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобра- зовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются дошкольной образовательным учреждением (организацией) на основе ФГОС дошкольного образования (в части требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и условиям её реализации) и примерных образовательных программ дошкольного образования.

В соответствии с современным законодательством в области дошкольного образования в период 2010-2011 г.г. были переработаны программы, получившие статус примерных основных общеобразовательные программ: «От рождения до школы. Программа воспитания и обучения в детском саду» (2010), «Радуга» (2010), «Детство» (2011), «Истоки» (2011). Разработчиками федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования была создана программа «Успех» (2011).

В качестве результатов в Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования предложено рассматривать интегративные качества, приобретённые детьми в ходе освоения ими основной общеобразовательной программы (физически развитый, любознательный, активный, эмоционально отзывчивый и др.), а также стартовую готовность детей к обучению в школе.

В 2011 году вышел нормативный документ, определяющий федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Результатом реализации совокупности условий является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы и условиям её реализации частично выполняют функцию образовательного стандарта: они определяют требования к структуре ООП, к соотношению ее частей, к условиям реализации ООП, к результатам освоения ООП.

2. Сеть дошкольных образовательных организаций

Первые дошкольные учреждения в России стали открываться в 19 веке. Бурное развитие дошкольное образование получило с 1917 года в связи с ориентацией нового советского государства на поддержку общественного дошкольного воспитания. В годы советской власти возникла широкая сеть детских садов, которая охватывала большую часть детей дошкольного возраста.

В конце 80-х и начале 90-х годов в условиях государственного переустройства и реформирования образования численность дошкольных учреждений сократилась почти вдвое, а охват дошкольным образованием российских детей в среднем снизилась до 48%. В это время наметилась тенденция развала сложившееся эффективной системы дошкольного образования, снижения образовательного уровня детей, не достаточной готовности детей к школе. Такая ситуация сохранялась до начала 2000-х годов. В период стабилизации социально-экономического развития страны увеличилась рождаемость, остро встал вопрос о снижении общедоступности дошкольного образования для населения в связи с нехваткой мест в детских садах для детей раннего и дошкольного возраста, снижения уровня готовности детей к школе.

Законом РФ «Об образовании», принятом в 1992 году была гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного этапа образования. В связи с этим обязательством государством принимались меры, направленные на восстановление сети детских садов в регионах, поддержку развития новых форм и моделей дошкольного образования (в частности, групп кратковременного пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении), обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в школе (предшкольное образование).

К концу 2010 года ситуация изменилась, охват детей раннего и дошкольного возраста в этот период среднем составлял 70%. В 2011 году одним из приоритетных государственных направлений стала поддержка дошкольного образования в части обеспечения его общедоступности:

- развитие сети существующих дошкольных образовательных учреждений (расширение и оптимизация сети, модернизация программ);

- развитие негосударственного сектора дошкольного образования (создание норм базы деятельности негосударственных дошкольных образовательных учреждений, муниципальное субсидирование лицензированных негосударственных дошкольных образовательных учреждений).

- развитие семейных форм воспитания (компенсаторные выплаты родителям по нормативу)

Деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений (организаций) стала регулироваться Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (2008). В данном документе определены задачи дошкольного образовательного учреждения, виды дошкольных образовательных учреждений, субъекты образовательного процесса, их взаимоотношения. Типовое положение является обязательным для всех государственных и примерным для частных учреждений, реализующим образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста.

В 90-годы 20 века, благодаря Закону РФ «Об образовании», за детским садом закрепилось название «дошкольное образовательное учреждение». В новом законе введено понятие «образовательная организация». Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной организации, осуществляющей в качестве основного (уставного) вида деятельности образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми.

  Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

- обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

- создавать безопасные условия обучения и содержания обучающихся в соответствии с установленными нормами, в том числе обеспечивать жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса;

- соблюдать права и свободы обучающихся и работников образовательной организации.

Прием в образовательные организации по образовательным программам дошкольного образования начинается с достижения детьми возраста двух месяцев; по образовательным программ начального общего образования – с достижения возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Для современных дошкольных образовательных учреждений (организаций) характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса. В соответствии с «Типовым положением» в настоящее время функционируют различные виды дошкольных образовательных учреждений:

- детский сад;

- детский сад для детей раннего возраста

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

- детский сад присмотра и оздоровления;

- детский сад компенсирующего вида;

- детский сад комбинированного вида;

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

- детский сад – центр развития ребенка.

Типовое положение является основой для разработки Устава дошкольного образовательного учреждения (дошкольной образовательной организации), в котором отражена специфика его деятельности.

3. Органы управления образованием

Значительная роль в развитии дошкольного образования принадлежит деятельности органов управления образования (федеральный, субъектов федерации, местный, институциональный уровни). Функции таких органов связаны с поддержкой развития негосударственной организационно-правовой формы образовательного учреждения, реализацией права граждан и организаций на осуществление индивидуальной образовательной деятельности, стимулированием развития новых форм и моделей дошкольного образования, открытием востребованных дошкольной практикой специальностей в профессиональном образовании, поддержкой научных исследований в области педагогики и психологии детства.

Направления дальнейшего развития дошкольного образования в России определяются в документах различного уровня, прежде всего в федеральных и региональных программах развития образования. В данных документах определены стратегические направления развития дошкольного образования до 2015 года:

– обеспечение государством общедоступности дошкольных образовательных учреждений для всех групп населения;

– создание условий для полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями развития на основе индивидуального подхода;

– сохранение и развитие системы разных видов ДОУ и обеспечение их функционирования в соответствии с потребностями населения;

– строительство, перепрофилирование и реорганизация функционирующих дошкольных образовательных учреждений;

– введение дифференцированных норм финансирования дошкольного образования

– развитие инклюзивного и интегрированного образования детей дошкольного возраста;

– поддержка и развитие всех форм оздоровительной работы с детьми;

– разработка и обеспечение ФГОС и основных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений;

– реализация современных подходов к организации образовательного процесса в ДОУ и внедрение новых образовательных технологий в дошкольных образовательных учреждений;

– содействие семьям в обучении и воспитании детей, не посещающих дошкольных образовательных учреждений посредством предоставления образовательных услуг в различных формах и моделях дошкольного образования, оказания психолого-педагогической помощи в форме консультирования;

– поддержка и расширение негосударственного сектора дошкольных образовательных услуг;

– обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования;

– обеспечение системы дошкольного образования квалифицированными кадрами, научно-методическая и финансовая поддержка педагогов дошкольной образовательной отрасли.

Результатами деятельности государства в решении задач обеспечения доступности дошкольного образования являются:

— разработка и реализация системы мер по обеспечению конституционных гарантий бесплатности и общедоступности дошкольного образования, включая бесплатность образовательного процесса для всех детей; — определение механизмов функционирования образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей;

— разработка и реализация муниципальных и региональных программ реструктуризации сети дошкольных учреждений с учетом целей и задач системы дошкольного образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: