Технология планирования - это совокупность методов, приемов, способов в их взаимосвязи и взаимообусловленности по формированию оптимальных плановых решений, направленных на достижение поставленных целей развития предприятия (организации) с минимальными затратами ресурса. Технология планирования включает:
· - организацию планирования как совокупность мер и действий всех участников процесса планирования;
· - координацию плановых работ между подразделениями и структурами предприятия (организации), а также во времени с целью обеспечения оптимальных сроков разработки системы планов и каждого плана в отдельности;
· - последовательность и этапы проведения плановых расчетов с учетом их методического обеспечения, преемственности и взаимоувязки отдельных видов планов и их скоординированности, оптимальности использования ресурсной базы.
Технология разработки планов для предприятий включает следующие этапы:
Первый этап.
Анализ исходного состояния объекта планирования.
|
|
Анализ в планировании ориентирован на будущее. Прошлое представляет интерес лишь в той мере, в какой оно оказывает влияние на будущее или способствует лучшей реализации целей будущего. Мышление категориями связи между прошлым и будущим должно означать, что с помощью анализа отклонений достигается цель - накопление знаний об экономических процессах и явлениях как внутри предприятия, так и влияние внешних факторов на работу компании. Такой анализ представляет собой положительный импульс для формирования будущего за счет учебы на прошлых ошибках.
Анализ в планировании предполагает осуществление следующих процедур:
· - оценка ресурсного потенциала предприятия и эффективности его использования;
· - оценка внешней среды и возможностей развития предприятия;
· - выявление тенденций и закономерностей развития предприятия, возможностей их сохранения в перспективе;
· - определение факторов и условий, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие предприятия и эффективность его деятельности;
· - выявление реальных возможностей развития (расширения деятельности) предприятия (ресурсных, рыночных, в том числе связанных с жизненным циклом товара или услуг);
· - определение наиболее важных проблем в развитии предприятия и внешних и внутренних угроз;
· - выявление резервов развития и характеристика источников пополнения ресурсного потенциала, обеспечивающего это развитие.
Этот этап завершается подготовкой аналитической записки, в которой последовательно дается оценка уровня и перспектив развития предприятия в разрезе вышеназванных процедурных вопросов анализа.
|
|
Второй этап.
Определение и формализация реальной цели развития исходя из ресурсных возможностей предприятия и внешних условий его деятельности. Цели могут быть: материальные (производственные цели выпуска принципиально новых товаров и услуг на основе инновационных технологий и т.д.). Социальные, охватывающие развитие внутреннего человеческого ресурса предприятия или направленные на решение социальных проблем развития общества (создание сети социально-доступных предприятий сферы услуги т.д.); финансовые, предусматривающие оптимизацию получения прибыли, рентабельности или повышение капитализации предприятия; экономические - по увеличению объемов продаж, повышению доли предприятия на рынке и др.
При формировании целей для предприятий необходимо учитывать:
· - социальную значимость предприятий (особенно это актуально для сферы услуг) как для общества в целом, так и для работников этого предприятия;
· - высокую степень зависимости количества и качества, реализуемых продукции и услуг (на 2/3) от профессионализма и мотивации персонала;
· - возможность диверсифицированного роста при ограничениях на привлекаемый капитал;
· - влияние объективных и субъективных факторов в перспективном развитии предприятия;
· - формирование спроса на продукцию и услуги под определенным воздействием эмоционального восприятия товара или услуги.
Обоснование цели находит свое воплощение в развернутом описании миссии предприятия в перспективе.
Третий этап.
Обоснование концепции развития предприятий на основе цели и миссии предприятия.
Концепция предприятия должна отражать:
· - описание услуг (продукта), предлагаемого предприятием в перспективе с учетом современных тенденций в инновационных изменениях сферы производства и оказания услуг;
· - характеристику рынка (сегмента рынка), на который ориентирована деятельность предприятия (организации): уровень и сила конкуренции на рынке, емкость, конъюнктура рынка, тенденции в потребительских предпочтениях;
· - задачи предприятия (организации), четко определяющие сферу деятельности, роста, развития, доходности;
· - технологии, применяемые в производстве, реализации товаров и услуг, управлении предприятием, уровень инновационности применяемых технологий, организации производства и управления;
· - базовые взгляды и ценности предприятия (организации), основные положения системы мотивации персонала;
· - внутреннее представление о степени конкурентоспособности предприятия, его продукции и услуг, источниках и возможностях развития;
· - внешний образ предприятия (организации), ее имидж, доля на рынке.
В концепции помимо описательных положений приводятся основные прогнозные параметры развития в долгосрочной перспективе, которые сопровождаются обоснованием условий их достижения и возможными рисками в реализации намеченных направлений развития. Характер изложения материала в концепции - исследовательский. Он предполагает дифференцированные подходы к оценке перспектив и выделение возможных проблем с учетом их значимости, обоснования мер по их решению, а также снижению (предотвращению) угроз для развития предприятия.
Четвертый этап.
Обоснование стратегии с учетом миссии и концепции развития предприятия (организации).
Стратегия - это совокупность главных идей и основных способов достижения заданных параметров развития и эффективности. Перспективные структурные изменения в деятельности предприятия, инновационность направлений развития и технологий производства, реализации продукции и услуг в стратегии носят достаточно конкретный характер.
Признаки стратегического планирования:
|
|
· - предполагает долгосрочную ориентацию развития предприятия;
· - базируется на будущих возможностях, рисках, условиях развития, инновационности;
· - опирается на ресурсный потенциал будущего (технологии, технику, персонал и т.д.).
Разработка стратегии завершается подготовкой стратегического (долгосрочного) плана, в котором помимо описания будущих перспектив развития предприятия приводятся основные показатели его роста с учетом имеющихся представлений об условиях их достижения, параметры ресурсоемкости, эффективности, конкурентоспособности продукции и услуг.
Пятый этап.
Тактическое планирование предполагает выработку решения об оптимальном распределении ресурсов предприятия (организации) для достижения стратегических целей (параметров развития, определенных в стратегическом плане). Таким образом, в тактическом плане конкретизируются показатели и параметры развития стратегического плана, что обеспечивает их преемственность, эффективность и реализуемость.
Тактическое планирование носит в основном объективный характер, и его задача - это определение необходимого объема ресурсов, их оптимальное распределение для достижения запланированного результата.
Таким образом, в тактическом планировании (на 1-3 года) реализуется стратегия развития предприятия. Поэтому этот план является очень важным в системе планирования, так как в нем достаточно подробно, конкретно и обоснованно определяются не только параметры развития, но и необходимый объем ресурсов для их реализации (по количеству и качеству). Источники формирования и модернизации ресурсной базы, а также способы организации производства, приемы стимулирования продаж и мотивация персонала по реализации планов.
Шестой этап.
Разработка оперативных планов (краткосрочных, от 10 дней до 1 года).
Основной задачей оперативного планирования является обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержкой менеджеров предприятия для достижения запланированного уровня прибыли, рентабельности и ликвидности предприятия в краткосрочном периоде. В оперативных планах конкретизируются тактические планы и показатели носят адресный характер по структурам и видам деятельности.
|
|
Признаки оперативного планирования:
· - краткосрочность (горизонт планирования до 1 года);
· - решаемые задачи;
· - управление результатами;
· - планирование мероприятий по обеспечению ликвидности;
· - осуществление контроля за экономической эффективностью;
· - мотивация и развитие персонала связываются с выполнением планов;
· - имеет непосредственное отношение к существующим ресурсам (какими возможностями располагает предприятие в настоящее время).
Представленная последовательность и логика планирования позволяют увязать планы по временному горизонту, обеспечить единство их целей и решаемых задач, сформировать условия реализации миссии, концепции и стратегического плана в тактическом и оперативном планах.
Единство технологии разработки планов разных временных границ предполагает учет специфических признаков их обоснования.
Основные отличительные признаки стратегического и тактического планирования представлены в табл. 2.
Признаки стратегического и тактического планирования
Признаки | Стратегическое планирование | Тактическое планирование |
Иерархические ступени управления | В основном на уровне высшего руководства | Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления |
Неопределенность | Существенно выше | Меньше |
Проблемы | Большинство проблем не структурированы | Относительно хорошо структурированы |
Временной горизонт | Акцент на долгосрочные, а также среднесрочные аспекты | Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты |
Используемая ин формация | В первую очередь из внешней среды | В первую очередь из самого предприятия |
Альтернативы планов | Спектр альтернатив в принципе широк | Спектр ограничен |
Охват | Концентрация на отдельных важных позициях | Охватывает все функциональные области и интегрирует их |
Степень детализации | Невысокая | Относительно большая |
Основные контролируемые величины | Потенциалы успеха (например, рост доли рынка, конкурентные преимущества и т. д) | Прибыль, рентабельность, ликвидность |
Эти специфические признаки предопределят выбор принципов и методов планирования, уровень разукрупнения планов и их конкретизацию.