Задание по учебной дисциплине «Основы культуры профессионального общения» для группы № 17
Практическое занятие № 6 по теме: «Этика взаимоотношений в коллективе»
Проверочный тест
1. Дает ли этика ответ на вопрос: «Что мы должны делать, чтобы совершать нравственные поступки»? Ответ поясните.
а) да; б) нет.
2. Кем был впервые введен термин «этика»:
а) Цицероном;
б) Архимедом;
в) Аристотелем;
г) Сократом?
3. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «долг», «совесть» и т.п. А что означает термин «категория»? (Ответ на данный вопрос найдите в философском словаре или учебнике по философии.)
4. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу подходят к понятиям:
а) «этика»;
б) «нравственность»;
в) «мораль».
А. Устоявшиеся в обществе принципы, нормы, правила поведения.
Б. Осмысление ценности не только самого себя, но и других.
В. Наука, изучающая нравственность.
5. Сформулируйте «золотое» правило нравственности и объясните, почему его назвали «золотым»?
6. Потребность вести себя нравственно выступает в виде таких понятий, как «долг», «совесть», «честь», «достоинство». Какие понятия проявляются в следующих ситуациях:
а) коммерсант заботится о своем добром имени, авторитете коллектива, престиже своей профессии;
б) грубость коллеги по работе вызывает у членов коллектива чувство стыда перед клиентами не меньше, чем собственная вина.
7. В каких правилах и нормах раскрывается принцип добросовестного отношения к труду?
8. Согласны ли вы с утверждением: «Совесть — моральное осознание человеком своих действий»? Ответ поясните на примере.
а) да; б) нет.
9. Как можно сформулировать «золотое» правило этики общения в
отношении руководителя к подчиненному и наоборот — подчиненного к руководителю?
10. Докажите правоту (или неправоту) высказывания специалистов ведущих фирм, считающих, что знание этикета и культуры поведения является важным условием успешной работы в любой организации.
11. Как вы понимаете высказывание М.Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»?
12. Этикет— это:
а) наука о морали;
б) манера поведения;
в) общая культура.
13. Нормами этикета являются:
а) упорство, настойчивость;
б) принципиальность, беспрекословность;
в) вежливость, тактичность.
14. На нормах морали основаны традиции, обычаи, привычки. Дайте
определение этим понятиям (для этого воспользуйтесь словарями, например словарем русского языка или Российским энциклопедическим словарем).
Объясните, почему важно знать традиции и обычаи.
15. Есть ли разница между деловым и бытовым этикетом?
16. Какие профессиональные моральные нормы нарушены в следующих примерах:
а) «Что же вы, дедушка, дожили до старости, а считать не научились?!» — сказала кассир сберегательного банка клиенту;
б) «Я не желаю слушать ваши возражения. Мне нет дела до того, что Вы дома обнаружили дефект на рукаве. Была примерка, надо лучше смотреть на готовое изделие, а не собой в зеркале любоваться» (из монолога приемщицы трикотажного ателье).
17. Какие «заповеди», сформулированные Дж. Ягер, относятся к деловому этикету:
а) делайте все вовремя;
б) громко не смейтесь;
в) сдерживайте свое раздражение;
г) не болтайте лишнего;
д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы;
е) думайте о других, а не только о себе;
ж) не будьте неряшливы;
з) одевайтесь как положено;
и) говорите и пишите хорошим языком?
План-конспект занятия по теме: Характер.
Определение понятия «характер».
Структура характера.
1.Характер – это индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в поведении, деятельности, общении. (в переводе с греч.яз. означает черта, особенность). Уже с двухлетнего возраста у ребёнка проявляются определённые черты характера. Характер отвечает за содержание нашего внутреннего мира, который не зависит от внешних событий. Характером мы объясняем свои и чужие поступки; именно в нем мы часто ищем причину несложившихся отношений, прикрываясь фразой: «Не сошлись характерами».
На характер сложились две точки зрения: западные ученые считают, что характер передаётся по наследству и зависит от природы, отечественные ученные считают, что характер формируется в течении жизни и зависит от воспитания, образа жизни, особенностей профессии, состояния нервной системы, ближайшего окружения в общении, жизненного опыта.
Характер – это сочетание эмоциональных, инетеллектуальнных, волевых черт. Эмоциональные черты в нашем характере выражают чувства и эмоции, интеллектуальные подчёркивают развитость интеллекта и широту кругозора, волевые черты выражают силу или слабость характера.
Единства характера составляют индивидуальные и типичные черты характера. Индивидуальные черты -- это черты. принадлежащие одному человеку. Типичные черты – это общие черты времени и людей, живущих в это время. Прежде всего характер проявляется в поступках, мыслях и чувствах человека.
Изучением черт характера занимаются следующие науки: графология – изучение черт характера по почерку, чаще всего используется в криминалистике, физиогномика – изучение черт характера по чертам внешности. Ещё древнегреческий философ Аристотель создал перечень зависимости черт характера от черт внешности. Например, у кого толстый нос, тот ленив, дыбом,стоячие волосы означают признак смелости, крючковатый нос признак мудрости и власти, и.т.д. Нумерология -- изучение черт характера по кодовому числу имени, отчеству и фамилии.
Астрология – изучение черт характера по дате рождения.
2. Структура характера выражается в отношении к себе, к другим людям, к труду, волевые черты.
Структура характера:
1. Отношение к себе: сюда входят чувство собственного достоинства или неуверенность в своих силах; застенчивость, эгоцентризм, самокритичность, самообладание, перфекционизм.
2. Отношение к другим людям: родным, коллегам, знакомым, малознакомым и т.п. Это прежде всего общительность, или противоположная ей черта — замкнутость, доброта – злость, внимательность- равнодушие, искренность – зависть, вежливость – грубость.
3. Отношение к труду, работе: ответственность, трудолюбие, исполнительность, творчество, лень, халатность. По отношению к труду характеры подразделяются на деятельностные (активность, настойчивость, целеустремленность) и бездеятельные (пассивность, созерцательность).
4. Волевые черты -- решительность, настойчивость, целеустремлённость. упрямство, неуверенность, боязливость.
Особое место в характере человека занимают волевые черты, воля. Жизнь и деятельность требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Каждый, кто имеет конкретные цели в жизни и прикладывает усилия для их достижения, должен обладать необходимыми волевыми качествами.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля обнаруживается не только в активных действиях и поступках, но и в умении сдерживать себя, самообладании и терпении.
К основным волевым качествам человека относятся: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, а также энергичность, инициативность и исполнительность.
Целеустремленность — это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть. Целеустремленные люди ясно видят личные цели и не размениваются на мелочи.
Самообладание — это волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступками. Люди, которым присуще самообладание, уравновешены и последовательны. Они обладают выдержкой и умеют выбирать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами.
Самостоятельность проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Самостоятельные люди действуют на основании своих взглядов и убеждений и критически оценивают советы и предложения других людей. Однако бывают случаи, когда негативизм (т.е. необоснованное стремление поступить наперекор кому-то) ошибочно оценивается как самостоятельность. Следует знать, что негативизм — это признак слабости, а не силы человека.
Решительность — это умение человека принимать своевременные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.
Настойчивость — это волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися на пути достижения целей. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами.
Энергичность — это волевое качество, которое дает возможность человеку действовать быстро и с большим напряжением физических и духовных сил. Энергичные люди, как правило, при достижении целей не пасуют перед трудностями, а наоборот, мобилизуют свою деятельность. Они всегда к чему-то стремятся, строят планы и увлекают за собой других.
Инициативность основывается на наличии у человека множества новых идей, планов. Благодаря инициативе человек действует творчески, способен начать любое дело. Поэтому инициативные люди чаще всего становятся лидерами, объединяя людей своими идеями, замыслами и предложениями.
Исполнительность — это волевое качество человека, направленное на активное, старательное и систематическое исполнение принятых решений. Исполнительный человек стремится полностью завершить начатое им или порученное ему дело.
Практическое занятие № 7 по теме «Темперамент. Характер»
Проверочный тест
1. Укажите особенности, которые характеризуют флегматика:
а) повышенная активность;
б) длительная работоспособность;
в) энергичность;
г) сосредоточенность внимания;
д) вспыльчивость;
е) молчаливость;
ж) терпеливость;
з) общительность;
и) стойкие формы поведения;
к) непоседливость;
л) быстрая переключаемость;
м) бедность движений.
2. Выберите те из определений, которые по смыслу соответствуют
понятиям: а) холерик; б) флегматик; в) сангвиник; г) меланхолик.
1. Склонность к переживанию, неэргичность, застенчивость и робость при общении с незнакомыми людьми, быстрая утомляемость, сдержанность речи и движений.
2. Энергичность, порывистость, неуравновешенность, быстрота смены настроения, работоспособность, склонность к лидерству.
3. Медлительность, сосредоточенность внимания, терпеливость, слабость внешних проявлений, уравновешенность, пассивность, работоспособность, вдумчивость.
4. Жизнерадостность, уравновешенность, общительность, богатство и выразительность мимики, часто меняющиеся привязанности, легкость переживания неудач.
3. Укажите особенности, которые характеризуют холерика:
а) энергичность;
б) выдержанность;
в) переменчивость настроения;
г) сосредоточенность внимания;
д) общительность;
е) подвижность;
ж) порывистость в движениях;
з) ровное и спокойное настроение;
и) возбужденное состояние;
к) невыразительность речи;
л) быстрая приспосабливаемость к новой обстановке;
м) громкая речь.
4. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:
а) сангвиника;
б) меланхолика;
в) флегматика;
г) холерика;
5. Заполните таблицу.