Министерство образования и науки росийской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БИРСКИЙ ФИЛИАЛ

КОЛЛЕДЖ

 

 

                                                       

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИРОВАННАЯ РАБОТА

 

ПОЛЮДОВА ВАЛЕРИЯ ОЛЕГОВНА

ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

 

                                                                  Выполнила: студентка 3 курса ЗФО

                                                                  направление подготовки:   

                                                                  44.02.05 «Коррекционная  

                                                                  педагогика  в начальном     

                                                                  образовании»

 

Допущена к защите в ГЭК и

проверена на объем заимствования:

 

Заведующий кафедрой                                         Руководитель д.пед.н.,профессор                                                    к.пед.н., доцент

___________/                                                            ____________/

«___»____________2020 г.                                     «___»____________2020 г.

Бирск -2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….3                                          

ГЛАВА 1. Теоретические основы примeнения дидaктических игp в начaльнoй шкoлe ………………………………………………………………….6

1.1 Сущность понятия «Дидактическая игра»……………………………6

1.2 Классификация дидактических игр …………………………………..9

1.3 Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира……..…14

Выводы по главе 1……………………………………………………….23

ГЛАВА 2. Опытнo – эксперимeнтальнaя paбота пo применeнию  игp как сpeдства повышeния знaний на уpoках окружающего мира в начальнoй шкoлe……………………………………………………………………………24

2.1 Диaгнoстикa уpoвня знaний учaщихся 2 класca ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи……………………………………………………………………………….24

2.2 Испoльзовaниe дидaктичecких игp нa уpoках oкружaющeго миpa во 2 классе……………………………………………………………………………31

2.3 Опpeделение эффективнocти пpoделанной paботы в aктивизaции пoзнавaтeльной дeятельнocти учащихся 2 класса …………………………….42

Выводы по главе 2……………………………………………………………….47

ЗAКЛЮЧEНИЕ………………………………………………………………….48СПИСOК ИCПOЛЬЗОВAННЫХ ИСТOЧНИКOВ И ЛИТEРАТУPЫ……..52

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Профиль» Карта интересов А.Голомшток в модификации Г. Резапкиной……………………………………………………58

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний"………………………………………………………….59

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета на определение уровня знаний школьников……..60

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика выявления уровня развития умения наблюдать Л. И. Буровой…………………………………………………………………….63

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Загадки………………………………………………………64

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Технологическая карта игры – квеста «Мировой океан»..67

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Игра «Птичий марафон»…………………………………...72

 ВВЕДЕНИЕ

С началом обучения в школе у каждого ребёнка начинается важнейший этап в его жизни. Устанавливается обновлённая социальная роль – ученик,то есть прямой участник общественно значимой деятельности, требующих огромных усилий. К малышу в данный период предъявляются новые требования, у него возникают новые общественные обязанности; новые интересные друзья. Отношения со взрослыми также требуют определённых правил и соответствующего опыта вступления в деловые отношения. Сможет ли маленькая личность вступить в новую для неё социальную роль?

На сегодняшний день, в процессе применения федерального государственного образовательного стандарта, одним из важнейших вопросов является вопрос повышения учебной мотивации и уровня знаний обучающихся, полученных в ходе образовательного процесса, и недостаточной степени усвоения знаний, исследования средств обучения, учитывающих действительные возможности учащихся начальной школы.

Одним из данных средств является игра. В разнообразных системах обучения именно игре отводится самое важное место. Объясняется это тем, что игра сопровождает каждого ребёнка с момента рождения и до зрелых лет.

Игра для детей – не столько интересный способ провести время, сколько возможность познания взрослого мира, способ построения модели его существования, в ходе которого каждый ребёнок выстраивает систему отношений со сверстниками и окружающим его миром. Малыши сами придумывают игры, которые помогают им самые простые, обыденные и привычные вещи перенести в увлекательный и познавательный мир приключений.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка,умение взвешивать обстоятельства и пр.», - писала Н.К. Крупская [10].

В нaшe вpeмя пoявилось нoвoe напpaвлeние в пeдaгoгической нaукe,называемое «игровая педагогика». Сущность этого направления в том, что игра воспринимается как ведущий метод воспитания и обучения учеников начальной школы. Поэтому дидактические игры – это важный процесс включения детей в образовательный процесс, это возможность получения эмоционального ответа на педагогические действия.

Включение в ход урока дидактических игр делает образовательный процесс интереснейшим и увлекательным, позволяет создать у учеников энергичный настрой на работу, делает процесс преодоления трудностей, возникших в ходе обучения, более доступным. Различные игровые моменты повышают интерес детей к изучаемому предмету. Таким образом, дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, а не самоцель. дидактическую игру не следует путать с детскими забавами, не стоить принимать её как доставляющую удовольствие деятельность ради удовольствия. На дидактические игры необходимо посмотреть, как на вид творческой деятельности в теснейшей связи с остальными видами учебной работы.

Актуальность данной работы вызвана усиливающейся потребностью всех участников образовательного процесса в повышении положительного воздействия на личность ребёнка с целью развития индивидуальных способностей ученика.

Актуальность дидактических игр в наше время повышается из-за избыточной насыщенности современных учеников информацией. В России, так же, как и во всём мире, очень сильно растёт количество источников информации: радио, телевидение, всемирная сеть Интернет. Всё это предоставляет учащимся колоссальный объём информации. Современной задачей школы является развитие у детей умения отбирать полученную информацию и самостоятельно её оценивать. Дидактическая игра, в данном аспекте, становится одной из форм, развивающей практические навыки использования знаний, полученных во время обучения.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально доказать роль дидактических игр как средства повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира.

Объект исследования: учебно -воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство повышения уровня знаний у младших школьников на уроках окружающего мира.

Гипотеза исследования: применение дидактических игр на уроках окружающего мира в начальной школе влияет на повышение уровня знаний младших школьников.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть роль дидактических игр как средства повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира.

3. Провести опытно-экспериментальную работу по применению дидактических игр как средства повышения знаний у младших школьников на уроках окружающего мира.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, анализ, обобщение, наблюдение, сравнение, мониторинг, тестирование, педагогическое исследование, методы математической статистики.

Методологической основой исследования являются: - идеи использования игр в учебно-воспитательном процессе (Н.П. Аникеева, О.С. Газман, Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко, Б.П. Никитин,

П.А. Рудик, К.Д. Ушинский, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.);

- влияние дидактических игр на уровень знаний учащихся начальных классов (Л.П. Борзова, Г.А. Ляпина, Е.Э. Селецкая, М.Г. Цыренова);

- развитие и воспитание учащихся в игре (Ш.А. Амонашвили, Л.Н. Матросова, П.А. Рудик, B.C. Селиванов, А.И. Сикорский, Н.Н. Страздас и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят ощутимый вклад в развитие процесса формирования интеллектуального уровня личности, способствуют повышению уровня подготовленности детей к жизни в современном окружающем мире.

База исследования: ГБОУ Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМEНЕНИЯ

ДИДAКТИЧЕСКИХ ИГP В НАЧAЛЬНOЙ ШКOЛE


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: