Методические рекомендации

 

Учебно-педагогический и воспитательный процесс направлен на последовательное и поступенное формирование способностей, развитие мышления, приобретение обучающимися знаний и навыков коллективной деятельности. Не изучив психологические особенности коллективного обучения, методику работы с оркестром, невозможно получить эффективный результат. Моделирование определенных творческих ситуаций, программирование на успех, сотворчество способствуют повышению качества обучения.

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим направлениям: выбор репертуара на учебный год, аранжировка и инструментовка выбранных произведений, изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, репетиций, концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану, в котором указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. Подбор необходимого, интересного нотного материала, соответствующего исполнительскому уровню оркестра, является одним из важнейших факторов его успешной работы. Учитывая наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого оркестранта. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

В репертуарной политике приоритетным является отбор и внедрение в педагогическую практику сочинений, которые могут эффективно способствовать художественно-образному усвоению новых средств выразительности. Необходимо обращаться к произведениям отечественной и мировой музыкальной классики различных жанров и форм.

Репертуарный список не является исчерпывающим. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению пополнять его новыми, вновь издаваемыми сочинениями, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.

Среди практических методов оркестровой работы следует обратить внимание на разучивание партий отдельными группами оркестра, где должны быть обсуждены требования по темпу, выбору штрихов, динамике. Следующим этапом оркестровой работы является сочетание групп, воспитание в оркестрантах чувства ансамбля. Создание единого звучания коллектива требует от руководителя умения проведения целостного анализа музыкального произведения.

Оркестровая игра воспитывает коллективное чувство темпа и ритма, не дает свободы темповых и ритмических отклонений, требует определенной стабильности, воспитания чувства коллективного исполнения.

Важной технической задачей является отработка у оркестрантов ощущения строя, стремления к постоянному контролю над точностью интонирования. Постоянный контроль, требовательность к чистоте строя со стороны дирижера, воспитывает у учащихся стремление к интонационной точности.

Большое внимание следует уделять развитию у учащихся навыков чтения нот с листа, выстраивая работу «от простого – к сложному». Важно помнить, что количество прорабатываемых музыкальных произведений, их разнообразие по жанру, форме, фактуре, характеру имеет большое значение не только в расширении музыкального кругозора учащихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа.

Особое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, служит благородной цели популяризации музыки различных направлений, является стимулом заинтересованности и привлечения учащихся к обучению в учреждениях дополнительного образования.

 

Примерный репертуарный список.

 

А. Аренский.       Фуга на тему «Журавель»

И.С. Бах.               Рондо

                               Гавот

                               Концерт для скрипки ля минор ч.1

Л. Бетховен.         Немецкий танец.

                               Менуэт.

Л. Боккерини.      Менуэт

                               Рондо

И. Брамс.              Венгерский танец № 2

                               Венгерский танец № 5

Г. Венявский.       Мазурка № 2

                               Куявяк.

А. Вивальди.        Концерт для скрипки ля минор ч.1

Й. Гайдн.              Детская симфония в 3-х частях

А. Глазунов.         Гавот из балета «Барышня-служанка»

М. Глинка.            Танец из оперы «Иван Сусанин»

Р. Глиэр.               Гимн Великому городу

Э. Григ.                 «В пещере горного короля», «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт»

В. Дашкевич.       Увертюра к к/ф «Шерлок Холмс»

Е. Дога.                 Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Б. Кепферт.           «Путники в ночи»

Ф. Крейслер.        «Маленький Венский марш»

Ж. Металлиди.     «Марш Буратино», «Вальс Мальвины», «Полька кукол» из сюиты «Золотой ключик»

В. Монти.             Чардаш

В.А. Моцарт.        Аллегро

Ж. Офенбах.         Галоп

А. Петров.            Полька – галоп

                               Вальс из к/ф «Петербургские тайны»

Г. Свиридов.        Вальс, Романс из музыкальных иллюстраций к драме А.Пушкина «Метель»

И. Фролов.           «Шутка – сувенир»

А. Хачатурян.      Вальс к драме «Маскарад»

К. Хачатурян.       «Марш Чиполлино». «Погоня», «Помидор», «Вальс цветов» из балета «Чиполлино»

П. Чайковский.    Марш деревянных солдатиков

                               «Баба Яга»

Д. Шостакович.   Полька.

                               Испанский танец

И. Штраус.           Персидский марш

                               «Анна – полька»

                               Вальс «Сказки Венского леса»

И. Якушенко.       «Деревенские музыканты»

 


 


Список методической литературы

1. Л. Мордкович. Детский музыкальный коллектив: некоторые аспекты работы. Вопросы музыкальной педагогики 7 выпуск. М.,1986

2. В. Крюков. «Музыкальная педагогика» «Феникс» 2002

3. Р. Гертович. Оркестр в детской музыкальной школе: вопросы руководства. Вопросы музыкальной педагогики 7 выпуск. М. Музыка. 1986

4. А. Иванов-Радкевич. «О воспитании дирижера». - М., 1977

5. Э. Кан. «Элементы дирижирования». - М.-Л., 1980

6. К. Ольхов. Теоретические основы дирижерской техники. - Л.,1984

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: