Понятие и виды пособий гражданам, имеющим детей

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Государственные пособия семьям, имеющим детей. Понятия, виды. Право на пособие......................................................................................................................

Глава 2. Порядок назначения и выплаты пособий.................................................

2.1 Назначение и выплата пособий..........................................................................

2.2 Порядок перерасчета пособий по беременности и родам................................

Глава 3. Виды пособий.............................................................................................

3.1 Пособие по беременности и родам....................................................................

3.2 Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности............................................................

3.3 Единовременное пособие при рождении ребенка.............................................

3.4 Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью........

3.5 Ежемесячное пособие по уходу за ребенком....................................................

3.6 Единовременное пособие беременной жене военнослужащего и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву     

3.7 Пособия по материнскому (семейному) капиталу.............................................

Глава 4. Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ  

4.1 Проблемы и недостатки демографической политики РФ.................................

4.2 пути решения проблем реализации дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей..............................................................................................

Заключение. 33

Библиографический список. 36

 



Введение

 

Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.

В настоящее время Президент РФ и Правительство РФ значительно больше внимания уделяют государственной поддержке семьи и детства, разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления и методы социально-правовой защиты семьи, имеющей детей. Гарантом социальной защиты семьи, ее прав, прав ребенка является Конституция Российской Федерации, в частности, статьей 38 Основного закона установлено, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

В реализации мер государственной поддержки семьи необходимо взаимодействие федеральной и региональных властей. Региональная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе федеральных законов, создание условий для ее функционирования. В условиях социально-экономического кризиса важнейшая задача региональной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Начиная с 1991 г. в нашей стране ведется активная работа по формированию системы учреждений социального обслуживания семьи. Такие учреждения предназначены для оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, для оказания материальной, консультативной и иных форм социальной поддержки нуждающихся семей. Сложившаяся система социального обслуживания семей включает в себя: центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, специализированные центры социально-психологической помощи семье и детям, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и др. Семья и детство находятся под защитой государства. Федеральным законом от 19.05.96 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (с изм. от 03.07.2013г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.), установлена единая система государственных пособия гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

За последние годы в нашей стране сделано очень многое в системе социального обеспечения граждан, в том числе и семьи. Увеличены все виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Введены новые виды пособий: единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному, культурно-историческому институту, чтобы ее сохранить. Необходима особая забота, внимание и помощь материнству, отцовству, детству и семье. Но если материнство, детство и семья всегда были под защитой государства, то говорить о социальной поддержке отцовства стало возможным сравнительно недавно. В нашем государстве только-только пришли к правовому определению понятия "отец-одиночка" и приравняли его к правам одинокой матери. Также недостаточны меры государственной поддержки семей, имеющих ребенка-инвалида. Качество социально-правовой защиты семьи во многом определяется уровнем развития законодательства, которое уже на сегодняшний день дает больше возможностей российской семье, будет продолжать совершенствоваться и в будущем.

Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Охарактеризовать пособия гражданам, имеющим детей;

2. Описать виды пособий гражданам, имеющим детей;

3. Раскрыть дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей в РФ.

 


Глава 1. Понятие, виды, порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей

законодательство пособие беременность ребёнок


Понятие и виды пособий гражданам, имеющим детей

 

Пособия гражданам, имеющим детей, являются денежной помощью семье, компенсирующей часть ее расходов, связанных с рождением и воспитанием ребенка. [В1]

Говоря о развитии законодательства в области пособий гражданам, имеющим детей, следует отметить следующее: в дореволюционной России законов об охране женского труда и материнства не существовало.

В докапиталистический период основными социально-правовыми формами материального обеспечения со стороны государства в отношении женщин и детей можно назвать благотворительность и государственное призрение беднейших слоев населения.

Первое упоминание о пособиях семьям, имеющим детей можно отнести к периоду земской реформы 1864 г., когда законодательство возложило на земства обязанность выплачивать стипендии на обучение детей из бедных семей в средних и высших учебных заведениях.

Первые законы о страховании, в которых закреплялись пособия в связи с рождением детей, были приняты в России в начале ХХ столетия. Пособие по беременности и родам выдавалось работницам, проработавшим на предприятии не менее трех месяцев. Размер пособия составлял ½ дневного заработка за две недели до родов и четыре недели после родов. Кроме того, закон устанавливал право рабочих на следующие виды врачебной помощи: первоначальную помощь, амбулаторное лечение, родовспоможение, бесплатную выдачу лекарств и др.

В январе 1912 г., еще до принятия указанных выше законов о страховании, Шестая (Пражская) Всероссийская конференция РСДРП(б) выразила критическое отношение к думскому законопроекту о государственном страховании рабочих и приняла свою страховую программу. Она строилась на следующих принципах: социальное страхование должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка вследствие безработицы; охватывать всех лиц наемного труда и их семей; все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы должны падать на предпринимателей и государство, всеми видами страхования должны ведать единые страховые компании, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных.

Сразу же после Октябрьской революции 1917 г. правительство приступило к выполнению основных положений страховой программы, утвержденных на Пражской конференции РСДРП(б). С 1917 по 1922 г. было принято около 100 декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества. Эти нормативные акты заложили фундамент для организации государственной системы социального обеспечения советского типа, предназначенной для трудящихся.

В первые месяцы советской власти был принят ряд декретов, содержащих специальные пункты, касающиеся женщин: Декрет ВЦИК от 22 декабря 1917 г. «О страховании на случай болезни». Срок выдачи пособия по беременности и родам увеличился с 6 до 8 недель, причем если ранее 2 недели до и 4 недели после родов исчислялись отдельно и пропуск срока лишал право на пособие, то теперь 8-недельное пособие суммарно гарантировалось в любом случае. Это же касается сохранения обязательного 6-недельного послеродового отпуска.

Размер пособия по-прежнему составлял от половины до полного заработка. Пособие кормящим матерям выплачивалось 20 недель с момента прекращения выплаты материнского пособия, т.е. общая продолжительность выплат составляла 28 недель.

Декретом СНК РСФСР от 31 октября 1918 г. было утверждено «Положение о социальном обеспечении трудящихся», глава 5 которого регламентировала пособия беременным и роженицам. Пособия выплачивались при беременности и родах в размере заработка женщины, занимающейся физическим трудом, в течение 8 недель до и после родов, остальным работающим женщинам - в течение 6 недель до родов и 6 недель после родов.

Считается, что впервые в мире отпуск по беременности и родам был введен 14 ноября 1917 г. Декретом СНК «О пособии по беременности и родам», установившим 112 дней оплачиваемого отпуска беременным и роженицам. Поскольку данный отпуск был введен декретом, с тех пор его и именуют «декретным».

В соответствии с Декретом СНК от 17 апреля 1919 г. все страховые фонды передавались во Всероссийский фонд социального обеспечения, а организации, владевшие этими фондами, подлежали ликвидации. С мая 1919 г. выдача пособий больным, беременным и роженицам была возложена непосредственно на предприятия и учреждения, которые данным лицам сохраняли заработную плату в течение 2 месяцев.

В 1919 г. установлено бесплатное детское питание в виде пайков на детей до 14 лет независимо от социального положения родителей.

Декретом СНК от 9 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнству» беременные женщины на период времени за 8 недель до и 8 недель после родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам указанным декретом устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты.

По сути, отпуск по беременности и родам приравнивался ко времени болезни. При этом размер пособий для беременных и рожениц устанавливался особым постановлением Народного комиссариата труда НКТ. В КЗоТ 1922 г. впервые появилась специальная глава XIII «Труд женщин и несовершеннолетних». В этом Кодексе были сохранены нормы об освобождении беременных женщин от трудовой повинности, как и женщин, кормящих грудью, а также имеющих детей до 8 лет, при отсутствии лиц, ухаживающих за ними (ст. 13). Социальное страхование охватывало выдачу пособия по беременности и родам, а также по уходу за больным членом семьи (ст. 176).

В 1926—1932 гг. была введена дифференциация размеров пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от членства в профсоюзе и непрерывного стажа, приняты Правила выплаты пособий по временной нетрудоспособности, направленные на предотвращение нарушений трудовой дисциплины.

Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле» устанавливало новый размер пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней.

В годы Великой Отечественной войны были приняты некоторые меры по улучшению обеспечения отдельными пособиями инвалидов войны. Например, пособие по беременности и родам женщинам-инвалидам войны устанавливалось в размере 100 процентов заработка.

Со второй половины 50-х гг. начали вводиться законодательные новеллы, направленные на улучшение условий социального обеспечения женщин, в частности по беременности и родам. С 1957 г. отменяется требование трехмесячного стажа для получения пособия по беременности и родам. Это право возникало с первого дня работы, но размер пособия зависел от трудового стажа. Для не членов профсоюзов его размер был повышен с 1/2 до 2/3 заработка. Был установлен ряд льгот для женщин по Закону о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. Пенсионный возраст и трудовой стаж для выхода на пенсию по старости для женщин были установлены на 5 лет меньше, чем для мужчин. Многодетным матерям представлялись дополнительные льготы по возрасту и по трудовому стажу. Законом СССР от 15 июля 1964 г. для работающих в колхозах впервые были установлены оплачиваемый отпуск по беременности родам и пенсии по старости и по инвалидности, а для членов их семей - пенсии по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование предусматривало предоставление за счет государства следующих видов материального обеспечения матери и ребенка:

а) пособие по беременности и родам;

б) пособие на рождение и кормление ребенка;

в) путевки в пионерские лагеря, детские санатории;

г) внешкольное обслуживание детей.

Положение о порядке назначения выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям было утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 12 августа 1970 г. При этом в зависимости от общего и непрерывного стажа в целях определения размера пособия по беременности и родам все женщины делились на четыре категории (общий стаж работы свыше 3 лет (из них не менее двух непрерывно; не менее 2 лет; от 1 до 2 лет; менее 1 года). Для первой категории на весь период отпуска (56 дней до и 56 дней после родов) пособие выплачивалось в размере заработка, а для последней категории - в размере 2/3 заработка. Эта явно надуманная градация была в 1975 г. отменена, и размер пособия перестал зависеть от трудового стажа. КЗоТ РСФСР 1971 г. включал специальную гл. XI «Труд женщин», где устанавливались гарантии работающим женщинам, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей.

До 1965 г. социального обеспечения членов колхозов практически не существовало. Сами колхозы определяли размеры и периодичность выплат в соответствии с Примерным уставом сельскохозяйственной артели от 17 февраля 1935 г. В соответствии с уставом каждый колхоз создавал фонд помощи престарелым колхозникам, на содержание детей-сирот, яслей и т.д. Социальное обеспечение колхозников было введено позднее Законом 1964 г. о пенсиях и пособиях членам колхозов. Этим законом устанавливались пенсии колхозникам по старости и инвалидности, их семьям по случаю потери кормильцев, пособия по беременности и родам за счет централизованного фонда социального обеспечения в масштабе всей страны. Для реализации этого Закона был создан специальный фонд - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников.

Затем в каждой следующей пятилетке совершенствуется, по официальной терминологии, социальное обеспечение советских трудящихся по нескольким направлениям: увеличение размеров пенсий; сближение размеров пенсий и пособий между рабочими, служащими и колхозниками; улучшение социально-трудовой реабилитации инвалидов и престарелых, усиление государственной помощи семьям, имеющим детей. В 1974 г. были введены пособия на детей малообеспеченным семьям.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981): введена выплата государственного единовременного пособия по случаю рождения первого ребенка в размере 50 руб. 100 руб. при рождении второго и третьего ребенка; увеличен на 3 дня ежегодный оплачиваемый отпуск женщинам-работницам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет; повышен размер государственного пособия одиноким матерям до 20 руб, в месяц на каждого ребенка (оно выплачивается до достижения ребенком 16 лет, а учащимся, не получающим стипендию,— 18 лет).

В итоге во второй половине 80-х гг. в России сформировалась развитая система социальных пособий на детей, основаниями предоставления которых являлся широкий перечень юридических фактов: беременность и роды, рождение ребенка, уход за больным ребенком, уход за новорожденным ребенком, многодетность семьи, воспитание ребенка одинокой матерью, малообеспеченность семей с детьми, наличие в семье детей-инвалидов и инвалидов с детства, прохождение родителем военной службы но призыву, уклонение родителя от уплаты алиментов.

Таким образом, законодательство о пособиях гражданам, имеющим детей, прошло долгий путь развития. Менялось отношение к беременным и кормящим матерям, в связи с чем, происходило сокращение либо увеличение отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В дореволюционной России поддержка государством материнства и детства была минимальной и в основном осуществлялась в форме благотворительности и призрения за малообеспеченными.

В советское время был заложен фундамент для организации государственной системы социального обеспечения трудящихся. Была установлена обязательная продолжительность декретного отпуска (которая, однако периодически менялась), закреплено всеобщее право трудящихся женщин, не зависимо от предприятия, на котором она трудилась, получать пособия по беременности и родам. Семьям оказывалась помощь на приобретение одежды для ребенка, оказывалась материальная и натуральная помощь в детском питании. Также были введены обязательные перерывы в работе для кормящих женщин.

В итоге во второй половине 80-х гг. в России сформировалась развитая система таких социальных пособий на детей, как пособия по беременности и родам, рождению ребенка, уходу за больным ребенком, уходу за новорожденным ребенком, пособия многодетным семьям, малообеспеченным семьям с детьми и др. Указанные пособия получили нормативное закрепление в Российской Федерации и составляют в настоящее время основу социального обеспечения семей, имеющих детей.

Статьей 3 Закона, действующего «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие на ребенка;

- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Помимо этих пособий граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получают компенсационные выплаты в течение всего отпуска в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

В первоначальной редакции закон устанавливал только 5 первых из перечисленных видов пособий:

- пособие по беременности и родам,

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- ежемесячное пособие на ребенка.

При этом ежемесячное пособие по уходу за ребенком имело другое название – «ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет» Название данного пособия изменено в связи с принятием Федерального закона от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ, внесшего с 1 января 2007 г. существенные изменения в порядок назначения и выплаты пособия, прежде всего, - в части расширения круга лиц, имеющих право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, в т.ч. за счет неработающих и иных категорий не подлежащих обязательному соцстрахованию граждан, осуществляющих уход за детьми до достижения возраста 1,5 лет.

Такой вид пособий, как единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, установлен с 1 января 2007 г, в соответствии с тем же Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ в рамках реализации положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, в котором говорилось о необходимости разработки совместно с субъектами РФ программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву установлены с 1 января 2008 г. в связи с изданием Федерального закона от 25 октября 2007 г. № 233-ФЗ в целях реализации решения установить дополнительные меры государственной поддержки детей и беременных жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в виде денежных выплат, объявленного при подготовке законопроекта, отменяющего соответствующие основания предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Наряду с видами пособий, которые установлены непосредственно законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и перечень которых определен в норме ч. 1 ст. 3. названного закона, существует еще немало видов государственной материальной поддержки семей с детьми, установленных как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (субъекты РФ могут как увеличивать установленные законом размеры пособий, так и устанавливать дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми).

Прежде всего, это дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, установленные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» («закон о материнском (семейном) капитале») в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь (согласно ч. 2 ст. 1 названного Закона органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные (по отношению к установленным данным законом) меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС предусмотрен ряд гарантий женщинам, которые постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с правом на отселение. В силу Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на ПО «Маяк» и р. Теча, эти гарантии, распространяются и на женщин, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда России государственная поддержка материнства и детства не ограничивается системой государственных пособий гражданам, имеющим детей; она носит комплексный характер и включает права, льготы и иные социальные меры, в т.ч. предусмотренные законодательством РФ о социальной помощи, занятости, образовании, здравоохранении, налогах, целью которых является облегчение положения нуждающихся семей и обеспечение для них прожиточного минимума.

Все названные пособия и выплаты, кроме ежемесячного пособия на ребенка и компенсационных выплат на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, финансируются за счет средств ФСС России. То есть работодатели выплачивают их в счет причитающего к уплате ЕСН в части, зачисляемой в этот фонд.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:

- средств Фонда социального страхования Российской Федерации в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

- средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба по контракту, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе; женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и т.д.;

- средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

- средств бюджетов субъектов Российской Федерации в виде ежемесячного пособия на ребенка.

Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий.

Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы.

Срок, в течение которого получатель ежемесячного пособия на ребенка обязан сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанного пособия, не может превышать три месяца.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: