Слова-паразиты в научном стиле речи

«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. В научном стиле речи часто употребляются такие слова-сорняки: «как бы», «на самом деле», «собственно говоря», «ну..», «так сказать», «вот», «в общем-то», «в принципе», «вообще», «эээ...», «значит», «кстати».

Причины возникновения коммуникативных неудач в научном стиле: бедность словарного запаса;

· плохая ориентировка в теме,

· непонимание сущности произносимого,

· отсутствие необходимого терминологического минимума,

· волнение,

· самонадеянность.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

23.04, 25.04

Задание 1. Возьмите любую статью из журнала «Дефектология» (или любого другого, к которому будет доступ), проанализируйте её, составьте аннотацию (краткую справку о статье) по следующей схеме.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи. Указывается общая тема первоисточника. При этом можно использовать следующие выражения: статья (книга, монография…) посвящена… (теме, вопросу, проблеме).

3. Композиция. Указывается из скольких и каких структурных частей состоит источник. При этом используются следующие выражения: книга (статья) состоит из (включает в себя, содержит)… (трех разделов и т.п.).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Могут быть использованы следующие выражения.

· Во введении указывается (отмечается), что…

· В первой главе освещается…

· Автор отмечает (указывает, делает вывод), что…

· Вторая глава посвящена (содержит)…

· По мнению автора,…

· В третьей главе…

· В заключении указывается (отмечается), что…

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие иллюстраций, рисунков, таблиц, других наглядных материалов. Используются, например, такие выражения: Свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы… и т.п.

6. Адресат. Отмечается, для кого предназначен текст. Используются следующие выражения:

– Статья предназначена для специалистов в области…

– Представляет интерес для… (широкого круга читателей) и т.п.

 

Задание 2. Подготовьте рецензию (критический отзыв) на эту же статью.

Стандартные выражения, используемые при написании рецензии:

1. Для передачи содержательной стороны работы: работа посвящена..., выдвигается гипотеза..., в статье затронута проблема..., дана рецензия..., излагается теория..., статья (монография, книга) состоит из разделов, автор дает определение (характеристику)...

2. Для характеристики положительных сторон работы: следует отметить положительные моменты..., положительным в работе является..., к достоинствам работы следует отнести..., существенным и весьма интересным (важным, значительным) в работе является...

3. Для характеристики недостатков работы: к недостаткам работы относятся..., к недостаткам работы следует отнести..., недостатком работы является...

4. Конструкции, содержащие вывод: в целом работа заслуживает..., работа выполнена на... уровне, работа может быть оценена...

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Пасечная, И. Н. Культура речи (аспекты порождения высказывания): практикум: учебное пособие / И. Н. Пасечная, С. В. Скоморохова, С. В. Юртаев; под редакцией С. В. Юртаев. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-9765-1647-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115784. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Gray/13.php

 

3. Петрякова, А. Г. Культура речи: учебное пособие / А. Г. Петрякова. — 3-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 488 с. — ISBN 978-5-9765-2101-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/90274. — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Былкова, С. В. Культура речи. Стилистика: учебное пособие / С. В. Былкова, Е. Ю. Махницкая. — 5-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2018. — 400 с. — ISBN 978-5-89349-675-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/109525 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

5. Щербакова, Н. Н. Основы речевой культуры дефектолога: учебно-методическое пособие / Н. Н. Щербакова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2014. — 116 с. — ISBN 978-5-9765-2190-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70435  — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: