История эволюции пенсионного страхования в России

Распад СССР и начало экономических реформ в России серьезно повлияли на социальные условия в стране. В 1990-е годы шел процесс перехода к некоему гибридному общественному строю, который можно назвать «номенклатурным капитализмом». Распад экономики привел к росту безработицы, оцениваемой в 14,6% (2000 г.) от числа трудоспособных. Для зарегистрированных на бирже труда вновь было введено пособие по безработице, отмененное в СССР в 1930 г. Для компенсации роста цен время от времени проводится индексация заработных плат и пенсий. Урбанизация страны, низкий уровень жизни при сравнительно высокой образованности и стесненные жилищные условия постепенно приводили к уменьшению рождаемости в СССР и постсоветской России. Для больших городов стали типичны семьи с одним ребенком, и с начала 1990-х годов население России уменьшается примерно на 1 млн. человек в год. Разводы составляли 40-50% от заключенных браков. Вместе с тем кризис перестроечного процесса, в котором Россия оказалась в середине 90-х годов ХХ в., поставил все социальные достижения, в том числе и пенсионную систему, на грань катастрофы.

ПФ РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят:

- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

- расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время в России используется так называемая накопительная система пенсионного обеспечения.

При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие:

а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах - собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации - состояние экономики и производительности труда [24, c. 22].

Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах "О трудовых пенсиях в РФ" (от 17 декабря 2001 г.), "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" (от 15 декабря 2001 г.), "Об обязательном пенсионном страховании" (от 15 декабря 2001 г.) и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ" (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%). Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг. право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования. Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть. Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых "молчунов" - граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г., велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена. 7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста.

16 апреля 2015 г. Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем "при открытом и активном диалоге с обществом", причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста. Среди других вариантов снижения дефицита ПФР - сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы.

В 2016 году проводится пенсионная реформа, на основании которой вводятся новые правила при расчете пенсионного обеспечения.

Еще в самом конце 2013 года президент России подписал закон, который утвердил специальную систему гарантированных пенсионных накоплений, но данный закон является лишь малой частью из целого пакета инициатив правительства по вопросам пенсионной реформы. Углубляясь в закон, становится понятно, что в Российской Федерации формируется двухуровневая система гарантирования прав застрахованных граждан.

Другими словами, система состоит из двух составляющих:

1.Обязательное пенсионное обеспечение.

2.Общенациональный гарантированный фонд.

 Перед вторым стоит задача по объединению тех, кто принимает непосредственное участие в системе обязательного пенсионного обеспечения. Как же будет происходить формирование фонда? Будут задействованы следующие источники: различные негосударственные пенсионные фонды и взносы государственного Пенсионного фонда. Контроль над всеми взносами и решение вопросов выплат гарантийного возмещения будет осуществлять Агентство по страхованию вкладов.

Пенсионная реформа 2016 года установила новые правила расчета размера пенсии. Как правило введение новых реформ в стране вынуждает обращать на них внимание большую часть граждан, но пенсионная реформа не оставила безучастными никого из россиян. Что приготовила нам пенсионная реформа, и какие моменты вызывают опасение.

Одним из негативных моментов, характеризующих пенсионную реформу, является, введение правительством моратория не позволяющего формировать накопительную часть пенсий. Фактически это означало, что вся денежная масса, поступающая ежегодно от работающих граждан в негосударственные ПФ была передана в страховую часть пенсионного фонда. В результате чего с 2014 года проценты на накопительную часть пенсии начисляться перестали. Граждане России остались перед выбором перевести деньги в какой-нибудь негосударственный ПФ или оставить деньги в пенсионном фонде. Граждане, которые своевременно предприняли необходимые меры по сохранению накопительной части, продолжают ее пополнять. Другая накопительная часть пенсионного фонда стала составляющим элементом созданной распределительной системы обязательного пенсионного страхования. Все эти годы не утихали жаркие дискуссии по поводу необходимости сохранения накопительного фонда, в конце концов, противники отмены накопительной части пенсии одержали вверх, и ее существование было сохранено на законодательном уровне. С 2016 года мораторий снят и накопительная составляющая пенсий вновь заработает.

Новый закон принес следующие изменения: страховой стаж будет увеличиваться в соответствии с выходом гражданина на пенсию.

Не смотря на сохранение накопительной пенсии, проблемы дефицита пенсионного бюджета никуда не ушли. В попытке их решить Минфин предлагает введение ряда мер, одна из которых касается введения ограничений для работающих пенсионеров. В частности это коснется пенсионеров со среднегодовым доходом превышающим миллион. Введение в действие данного ограничения предусмотрено в 2016, 2017 годах.

Отказаться от получения пенсии работающие пенсионеры могут и самостоятельно. Дело в том, что новая формула расчета пенсионных выплат предполагает применение повышенного коэффициента к пенсионным баллам. Это является дополнительным стимулом для работающих высокооплачиваемых пенсионеров отказаться от получения пенсии и увеличить, таким образом, ее размер приблизительно в 1,5 раза за 5 лет. Нюансы, касающиеся этих ограничений, правительству еще только предстоит утвердить.

Одной из новелл пенсионной реформы, которая также начнет применяться с этого года станет принципиально новый подход к начислению пенсий. Смысл этого подхода заключается в том, что начисление пенсий будет производится не привычным нам способом – в рублях, а в пенсионных баллах. После выхода человека на пенсию будет производиться пересчет накопленных баллов в рубли. К уменьшению пенсии это не приведет. Проводится такая конвертация, будет самостоятельно пенсионным фондом, никакие заявления подавать для этого не нужно. Зависеть начисление пенсионных балов будет от ряда факторов, к которым можно отнести страховой стаж, размер зарплаты, возрастной ценз пенсионера и другие.

Не смотря на то, что начата пенсионная реформа была Законом 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу в 2013 году, внедрение ее будет процессом постепенным, рассчитанным не на один год. Так основная часть нововведений вступила в действие с 01.01.2015 года, остальные изменения начнут действовать с 01.01.2016 года. Одной из особенностей присущей новой пенсионной реформе стало стимулирование людей, на государственном уровне, более позднего их выхода на пенсию. На сегодняшний момент пенсионный возраст составляет 55 лет для женщин и 60 лет мужчин. Измениться порядок формирования пенсий, отправив в прошлое «трудовую» пенсию. Теперь предполагается, что пенсия будет состоять из накопительной ее части и страховой, а исчисляться она будет в баллах, изменение которых предусмотрено ежегодно с учетом инфляции. Предполагает пенсионная реформа и постепенное увеличение страхового стажа, который будет зависеть от года выхода на пенсию. Для тех, кто выходит на пенсию, к примеру, в 2015 году страховой стаж должен составлять не менее 6 лет, а после 2015 его продолжительность должна составлять уже не менее 15 лет. Кроме накопления баллов государство предусмотрело еще дополнительные надбавки к пенсии, размер которых будет одинаковым для всех пенсионеров.

Реалии пенсионной реформы выглядят на самом деле не так оптимистично, как кажется на первый взгляд. Наряду с положительными моментами есть и свои минусы. К ним относится в частности ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент). Для того, чтобы была назначена пенсия по старости его размер должен равняться 30 баллам. Элементарный математический подсчет наглядно демонстрирует, то что при доходе равном в 1 МРОТ (Минимальный размер оплаты труда) зарабатывать его придется на протяжении 20 лет. Больше всего это отразиться на категории граждан получающих зарплату «в конвертах» или умышленно занижающих свой доход. ИПК – баллы, определенное количество которых гражданину необходимо будет заработать на протяжении всей трудовой деятельности, представляют собой соотношение взносов, выплачиваемых работодателем в ПФ из зарплаты работников и максимальной зарплаты, с которой уплата взносов законодательно не предусмотрена. Для того чтобы узнать количество заработанных балов необходимо обратиться в региональный пенсионный фонд или воспользоваться электронным порталом услуг. Для перевода баллов в рубли необходимо умножить общую сумму баллов на 1 пенсионный коэффициент.

Пенсионное законодательство предусматривало следующий порядок распределения пенсии:

6% — в накопительную часть;

12% — в страховую часть.

Не смотря, на мораторий, который накладывался на накопительную часть пенсии, она никуда не делась. Однако закон предусматривает некоторые нюансы. Для того, чтобы происходило ее накопление каждый гражданин должен произвести перевод накопительной части пенсии в выбранный им негосударственный фонд пенсионного накопления (НПФ). Сделать это необходимо было до 01.01.2014 года. Если этого не сделать, то накопительная часть аккумулируется в страховую. Согласно статистике своевременно произвела эту операцию только половина населения. Те, кто не успел своевременно выполнить эту операцию лишился накопительной части пенсии, которая превратилась в страховую. Выбор НПФ гражданин может произвести на свое усмотрение, кроме того один раз в год закон предоставляет право перевести средства в другой НПФ показатели которого гражданин сочтет более стабильными.

В случае банкротства НПФ пенсионным накоплениям ничего не угрожает, поскольку они застрахованы.По мнению аналитиков, пользоваться услугами НПФ целесообразно тем, кто получает официальную заработную плату. Длиться пенсионная реформа будет еще достаточно долго, однако уже сегодня можно сделать выводы о том, что основная ее суть заключается в том, что в отличии от сегодняшней пенсии, размер которой приблизительно одинаков для всех пенсионеров, в последующем будет существенно отличаться, и зависеть от величины доходов и продолжительности трудового стажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: