Государственно-правовые основы социальной работы с семьей в современной России

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семьи имеет государственная, экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семьи. В частности, социальная защита семьи – это многоуровневая система преимущественно государственных мер по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивого неприятия пропаганды наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержание в норме психологического здоровья семьи; взаимодействие со школой и производством, социальными службами; обучение детей ведению домашнего хозяйства.

Социальная защищенность семьи формируется путем дифференциации проектов и программ развития различных категорий семей, создания разнопрофильных центров социальной помощи семье и детям, развития сети специальностей и специализаций работников социальной сферы, повышения психолого-педагогической, медико-социальной и юридической грамотности семей в системе родительского всеобуча, сети консультационных пунктов.

Особое место в ней занимает социальная защита детства, включающая в себя предупреждение педагогического травматизма и эмоциональной отверженности, профилактику внутрисемейного (родительского) насилия, профориентацию детей и подростков, демократизацию отношений взрослых и детей, регламентацию труда подростков.

В настоящее время в России сложились четыре основных формы социальной защиты семей, имеющих детей: денежные выплаты семье на детей в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии); трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям; юридическое, медицинское, психолого-педагогическое и экономическое консультирование, родительский всеобуч, научно – практические конференции и конгрессы; бесплатные выдачи семье и детям детского питания, лекарства, одежды и обуви, питания для беременных женщин; федеральные, региональные, целевые социальные программы типа «Планирование семьи», «Дети России».

Социальная работа – это содержательная деятельность, способная дать человеку удовлетворение своей значимостью, возможностью проявить себя и внести вклад в решение проблем семьи, постоянным общением с разными людьми. Она порождает возвышенные, положительные чувства, являющиеся важным источником его мотивации.

Работа с семьей может вестись в различных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, благосостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства, службы.

Внимание любой из сфер социальной работы сосредоточено на человеке, семье. И какие бы не возникли у членов семьи проблемы (психолого-педагогического, социального, правового или другого свойства), они затрагивают всю семью, формируют различные социально – психологические явления, которые или укрепляют ее или, что чаще всего бывает, разрушают. Необходимой предпосылкой успешного решения основных проблем семьи является глубокое понимание психолого-педагогических закономерностей социальной работы с ней.

Деятельность специалистов по социальной работе, будь то социальные педагоги или социальные работники, многогранна: в одном случае они проводят консультацию молодых супругов, в другом – совместно с родителями вырабатывают общую линию воспитания подростка, в третьем – решают проблемы неполной или многодетной семьи, в четвертом – занимаются семейной психотерапией, поддержкой. В принципе, эти многоплановые контакты социального работника с семьями, порождаемые       потребностями совместной деятельности, являются своеобразными формами проявления общих закономерностей социальной работы с семьей.

Для работы с семьей организуются социальные службы.

Социально-педагогическая служба. Создается органами народного образования и учреждениями культуры, спорта; должна иметь следующий круг обязанностей: диагностирует социально – педагогическую и психологическую ситуацию в семье, по месту жительства, оказывает психолого-педагогическую помощь родителям в воспитании детей, в оздоровлении условий семейного воспитания; организует семейный досуг, семейные, подростковые клубы, педагогические университеты для родителей и других лиц, занимающихся воспитанием, спортивные базы; осуществляет организационно – педагогические мероприятия, направленные на создание воспитывающей среды по месту проживания семей, детей; организацию семейно – соседских общностей, включение различных социальных институтов в процесс воспитания детей, оказание социальной помощи детям и семьям группы риска.

Социально – правовая служба. Должна создаваться и осуществляться правоохранительными органами МВД, юстицией, прокуратурой. Она обеспечивает социальный контроль и социальную охрану несовершеннолетних от криминальной среды, особое внимание криминальным семьям. В задачу социально – правовой функции входят социальный контроль и социально – правовая помощь семьям, осуществление мер по социальной реабилитации. Также важным направлением деятельности является создание юридических консультаций, адвокатуры семьи и детства, в задачу которых входят защита прав и льгот женщин, детей.

Социально – бытовая служба. Создаваемая органами соцобеспечения и торговли, коммунального хозяйства, должна создаваться следующими делами: выявлять престарелых, одиноких, инвалидов, в том числе инвалидов детства, нуждающихся в социально – бытовой помощи, помогать в закупках продуктов и лекарств, в приобретении необходимых инвалидных приспособлений и протезов; оказывать социально – правовую помощь инвалидам, престарелым, одиноким, а также семьям – инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения, оказывать социально – психологическую поддержку и помощь в социальной адаптации и реабилитации инвалидов.

Социально – медицинская служба, которая должна быть создана органами здравоохранения: осуществляет медицинский социальный патронаж над семьями, имеющими малолетних детей, инвалидами, престарелыми и одинокими, привлечение по мере необходимости отделов социальной защиты семьи и детства, правоохранительных органов к работе с семьями – группами социального риска; организует центры планирования семьи, медико-генетические, медико-психологические консультации для супругов и тех, кто вступает в брак, а также центры «Здоровье и экология»; создает медико-психологические службы, занимающиеся психо-профилактикой пропагандой здорового образа жизни среди населения, и в первую очередь среди детей, подростков, юношества, а также семей, имеющих несовершеннолетних детей; обеспечивает участие психоневрологов, психотерапевтов и психиатров в работе реабилитационных центров для несовершеннолетних, имеющих отклонение в психическом и социальном развитии; оказывают социальную помощь семьям, имеющим больных детей, родителей – инвалидов, хроников.

Демократическое общество заинтересовано в том, чтобы семья стала мощным фактором его стабилизации и укрепления. Для этого брачно-семейные отношения, жизнедеятельность семьи, ее диалог с обществом должны опираться на прочную законодательную базу. Общая стратегия законодательных актов заложена Конституции РФ, где записано, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства, которое создает социально-экономические и правовые предпосылки для нормального развития, воспитания и образования детей.

Нормы брачно-семейного законодательства в России основаны на нормах Конституции РФ:

-равные права мужчины и женщины в сфере семейных отношений (права и обязанности во время брака, общего имущества, взаимного содержания, в связи с расторжением брака, равные права и обязанности на ребенка, независимо от того, рожден ли он в браке или вне брака);

-свобода поведения участников семейных отношений, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав – основная демократическая ценность.

Немало важный документ «Семейный кодекс Российской Федерации». Кодекс представляет собой результат масштабной работы по созданию новых прогрессивных правовых норм, регулирование внутрисемейных отношений, которые должны составить важнейшую часть законодательства о семье. Кодекс устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращение брака и признание его не действительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи. Законодательно подтверждаются традиционные для российского общества нравственные ценности: добровольность брака, основанного на взаимном доверии, уважении и любви и взаимоподдержке, единобрачие, равенство супругов в семье. Основной принцип отечественного законодательства – приоритет семейного воспитания детей, защита их прав и интересов.

Конкретные статьи Семейного кодекса определяют способы защиты семейных прав:

-недопустимость постороннего вмешательства в дела семьи;

-приоритет интересов ребенка и нетрудоспособных членов семьи;

-приоритет семейного воспитания;

-недопустимость произвольного ограничения семейных прав;

-право на семейную защиту.

Важнейшим документом в системе социального обслуживания является ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 28.12.2013 г. №442-ФЗ, так как он дает определение важным понятиям, указывает на принципы социального обслуживания, определяет права граждан и так далее.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

Социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Если обратиться к ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», можно увидеть, что там появляются новые понятия, такие как прожиточный минимум, среднедушевой доход семьи и другие.

Так, прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Следующий значимый закон в области социальной помощи, в частности помощи малообеспеченной семье – ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. №178-ФЗ(в редакции Федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 29.12.2015 № 388-ФЗ). Этот документ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан.

В Федеральном законе используются следующие основные понятия:

государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров;

социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;

компенсация-возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством;

набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от имени своей семьи в органы социальной защиты населения по месту жительства с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем семье имуществе на право собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены актом обследования материально-бытовых условий, проводимого органами социальной защиты населения.

Данный Федеральный закон определяет порядок предоставления социальных услуг, категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, виды оказания государственной социальной помощи и размер.

В 1992 г. Правительство Российской Федерации принимает постановление «О первоочередных мерах по созданию государственной системы социальной помощи семье», которое включает экономическую, правовую, медицинскую, психологическую и педагогическую помощь. Это постановление было направлено на осуществление государственной политики семьи и детей. Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей. Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей. Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.

Так же можно отметить значимость в системе социальной помощи семье Указ Президента РФ от 14.05.1996 №712 (в редакции от 05.10.2002) «Об основных направлениях государственной семейной политики».

В нем главными направлениями государственной семейной политики считаются:

-обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи;

-обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

-кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;

-усиление помощи семье в воспитании детей.

Для получения социальной помощи нужно подать в орган социальной защиты по месту жительства заявление, указав в нем:

- состав семьи (подтверждается свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);

- доходы (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);

- имущество, которое находится в собственности у семьи (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;

- сведения о получении государственной помощи в виде предоставления социальных услуг. Право на это имеет ограниченный круг лиц, например, инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны и другие лица, перечисленные в ст. 6.1 Закона о социальной помощи.

Можно увидеть, что право на некоторые виды государственной поддержки малоимущим семьям следует оформлять в других уполномоченных органах, где могут потребоваться дополнительные документы. Например, для получения субсидии на оплату жилья нужно обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ и представить в числе прочего документы, подтверждающие отсутствие задолженности по квартплате. Для получения бесплатной юридической помощи, а также льгот, предусмотренных законодательством об образовании и Налоговым кодексом РФ, следует обратиться в соответствующие организации или органы государственной власти, представив документы, подтверждающие статус малоимущей семьи.

Региональные законы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой: в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы об адресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило, пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираются нуждающиеся.

Принятие нормативно-правовых актов об адресной помощи, устанавливающих принцип адресности выплаты детских пособий еще до принятия соответствующего федерального закона, было обусловлено недостатком средств на выплату пособий в полном объеме и увеличением задолженности по ним. К сожалению, для реализации принципа адресности помощь часто предоставляют в натуральной форме, исходя из убеждения, что за получением натуральной помощи будут обращаться только нуждающиеся. Разумеется, накопление задолженностей по выплатам пособий, выдача их в натуральной форме не способствуют прозрачности механизма выплат.

Все региональные законы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой: в них соединяются принцип категориальности и принцип адресности. Законы об адресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило, пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираются нуждающиеся.

К определению понятия адресной социальной поддержки населения Россия пока лишь ограничилась декларацией о социальном государстве. Многие социальные гарантии права и свободы, закрепленные в Конституции РФ, либо не обеспечиваются, либо действуют в усеченном варианте.

В традиционном понимании суть социальной политики сводится к поддержке, прежде всего материальной, беднейших слоев населения или к перераспределению общественного богатства в пользу наименее обеспеченных слоев в целях ограничения имущественной дифференциации. Однако социальная политика должна трактоваться несколько шире, и основная цель ее должна быть не столько «лечение социальных болезней», а, прежде всего, их предотвращение и предупреждение. Именно в этом состоит сущность социальной политики - концентрированное выражение всех иных видов политики и прежде всего - экономической.

Адресная социальная поддержка населения занимает важное место в структуре социального управления в целом и местного самоуправления в частности. Организация оптимальной адресной социальной поддержки населения предполагает не только изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих ее критерии в рамках отношений государство - человек - закон - социальная защита, но и возможность на местах определять допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами и разрабатывать собственные варианты моделей адресной социальной поддержки.

Таким образом, мы видим, что Российское законодательство напрямую направлено на помощь слабозащищенным категориям граждан, в особенности семьям, малообеспеченным семьям. Большое количество законодательных актов направлены на обеспечение нормального существования граждан с детьми, стабилизацию доходов и всяческого достижения благоприятного существования семей.

Можно еще раз отметить меры государственной поддержки малообеспеченных семей, оказываемые на федеральном уровне:

1)Жилищный кодекс РФ устанавливает право некоторых категорий граждан на получение льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Жилищная субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.

2)Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует отметить, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими государственными органами.

3)Закон о бесплатной юридической помощи, вступивший в силу в январе 2012 г., предоставляет малоимущим семьям право получать бесплатную помощь профессиональных юристов. Такие семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в суде или других госорганах. Крайне важно и то, что в рамках этого закона профессиональная юридическая консультация может быть дана в том числе по вопросам оказания малоимущим гражданам государственной социальной помощи. Таким образом, эта мера поддержки, предоставляемая в натуральной форме (в виде бесплатных услуг), может способствовать получению других льгот и пособий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: