Дистанционное обучение ( фамилия, имя учащегося)
Тема урока Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) «Царь-рыба»
Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»
Цель урока: выявить нравственные законы, определяющие отношения человека и мира, в котором он живет, законы, обеспечивающие жизнестойкость нашего «единого человечьего общежития».
План работы учащегося
1. Эпиграфом в изучении этой темы станут слова одного из героев В. П. Астафьева,
рыбинспектора Черемисина: «Помните: земля наша едина и неделима,
и человек в любом месте, даже в самой темной тайге
должен быть человеком!»
2. Сведения о писателе.
В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в 2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность, прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черты неординарной личности В.П.Астафьева.
|
|
Краткая биография - https://yandex.ua/video/preview/?filmId=14940273248186184473&text=11+4кл+В.П.Астафьев+"Царь-рыба"&path=wizard&parent-reqid=1587811451170953-1840750348716150918700255-prestable-app-host-sas-web-yp-206&redircnt=1587814128.1 (4.47 мин.)
3. В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба».
Он дал название всему сборнику (Приложение 1).
Определим лексическое значение слов «природа» и «человек».
Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир.
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда.
Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться, медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, но он браконьерствует. (Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.)
Браконьерство – страшное зло, потому что превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок.
|
|
И автор поворачивает нас к мысли, что если к подобным людям мы испытываем сочувствие, то оно больше похоже на соболезнование.
На крючок попалась огромная рыбина «…увидел и опешил».
- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?
Жадность, настырность, самолюбность не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь. Стоит обратить внимание в связи с этим на фамилию Игнатьич – Утробин от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке.
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
- Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
- Самоконтроль человека
- Стеснение, стыд, неловкость
Уточним значение слова по словарю Ожегова: «Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
-А зачем совесть нужна человеку?
- Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
- Совесть может предотвратить плохой поступок.
- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу) - О чём просит Игнатьич? («Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»)
- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)
- В чём их смысл? (Царь – рыбу может добыть только человек с чистыми помыслами, не запятнавший свою душу ничем, а если совершил «варначий» поступок, лучше отпустить царь - рыбу)
«Значение слова Царь-рыба» (см. приложение 2)
Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
- Что понимает Игнатьич?
- Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
- Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
- Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
- За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?
(И, видимо,) Раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле, помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыбы.
- Какова авторская позиция по отношению к браконьерству?
Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
«Того и страшусь, когда люди распоясываются в стрельбе, пусть даже по зверю, по птице, и мимоходом, играючи, проливают кровь. Не ведают они, что, перестав бояться крови, не почитая её, горячую, живую, сами для себя незаметно переступают ту роковую черту, за которой кончается человек и из дальних, наполненных пещерной жутью времен выставляется и глядит, не моргая, низколобое, клыкастое мурло первобытного человека.»
Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.
В финале книги «Царь-рыба» приведена обширная цитата из Екклезиаста.
- В чём смысл конца книги?