Год – 5 класс
Предмет: Н.к. истории искусств, 1 час
Тема: «Основные направления в зарубежном искусстве 20 века: сюрреализм, поп-арт, концептуализм, минимализм».
Цели и задачи урока:
1. Закрепить знания истории зарубежного искусства ХХ века.
2. Развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
3. Познакомить учащихся с художественными приемами изучаемого периода.
4. Воспитывать любовь к изобразительному искусству
5. Изучить понимать и отличать такие направления как сюрреализм, поп-арт, концептуализм, минимализм.
План занятия
1. Организация внимания обучающегося на теме урока. Вспоминаем, что изучали на прошлом уроке.
2. Объяснение нового материала, целей и задач урока.
3. Просмотр слайдов.
Ход занятия
Объяснение темы:
Тема данного урока довольно обширная, и поэтому будет носить ознакомительный характер. С целью того, чтобы, изучить понимать и отличать такие направления как сюрреализм, поп-арт, концептуализм, минимализм. Для более удобного усваивания информации по каждому из изучаемых направлений, будет сформирована ознакомительная таблица.
|
|
СЮРРЕАЛИЗМ
№ | РАЗДЕЛ | ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
1 | ТЕРМИН | Сюрреалисты ставили своей задачей соединить реальность и сон — формы и предметы внешнего мира с иррациональным внутренним миром человека. Главные их источники, помимо снов, — подсознание (на сюрреалистов повлиял фрейдизм), трансовые состояния, галлюцинации; главные приемы — разрушение логических связей, абсурд, парадокс, уничтожение привычного, сопоставление того, что никогда раньше не сопоставлялось. Моральные ограничения общества для сюрреалистов тоже значения не имели. Один из важных для них методов — автоматическое письмо, когда художник или поэт создает свое произведение, как бы отключив разум. Течение стало международным и существовало долго, неоднократно возвращаясь и проникнув в коммерческое искусство и массовую культуру. |
2 | КТО И КОГДА? | Официальное начало — 1924 год, когда поэт Андре Бретон написал первый «Манифест сюрреализма». Важнейшие художники-сюрреалисты — Макс Эрнст, Жоан Миро, Сальвадор Дали, Андре Массон, Ив Танги, Роберто Матта, Поль Дельво, Рене Магритт. |
3 | КАК РАСПОЗНАТЬ? | В сюрреализме можно выделить две главные манеры. Первая — это абстракции (обычно органические, биоморфные, похожие на амеб или сгустки материи), иногда создававшиеся в технике автоматического письма. Второй тип (более известный благодаря Дали и Магритту) — это парадоксальные коллажные сочетания предметов и явлений, абсурдные сюжеты, фантастические (часто отталкивающие или пугающие) образы. Второму типу часто сопутствует тщательная манера письма, которая делает ирреальные подсознательные образы парадоксально реальными. Сюрреалисты использовали такие технические приемы, как «случайностные», автоматические действия (например, бросание краски на холст), декалькомания (переводные изображения), фроттаж (натирание краской поверхности, под которой находится что-то фактурное), фюмаж (воздействие дымом). |
|
|
ПОП-АРТ https://youtu.be/aFtkUicmD_8
№ | РАЗДЕЛ | ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
1 | ТЕРМИН | Поп-арт разрушал романтический образ художника, пафос «высокого искусства», а также границу между музейным и повседневным. В центре внимания художников оказались потребление, бытовые предметы, массовая культура. Поп-артисты играли с языком китча, рекламы, главный их инструмент — ирония, которая, однако, нередко смешана с восхищением тем продуктом, над которым они издеваются. |
2 | КТО И КОГДА? | Поп-арт развивался в 1950–60-е годы — сначала в Великобритании, а затем и в США. Британские художники: Ричард Гамильтон, Эдуардо Паолоцци, Питер Блейк, Дэвид Хокни. Американцы: неодадаисты Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Индиана, Эд Рушей, Джеймс Розенквист. |
3 | КАК РАСПОЗНАТЬ? | Поп-артисты использовали в своем искусстве образы рекламы и массовой культуры (кино, комиксов, фотографии знаменитостей и даже политиков). Раушенберг и Джонс создавали картины, одновременно являющиеся предметами. В поп-арте нередки коллажи, поточное тиражирование одного образа, репродуцирование исходного изображения с помехами (фото, клиширование), изменение масштаба, материала или контекста обычных предметов. |
КОНЦЕПТУАЛИЗМ
https://youtu.be/LR7dVCqOka4
№ | РАЗДЕЛ | ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ |
1 | ТЕРМИН | Концептуализм — это искусство про то, как устроено искусство. Для концептуализма главное — сила идеи, а не материала, поэтому в предельном случае может быть выставлен текст — описание несуществующего произведения или манифест. Концептуализм подвергает сомнению «я» художника, для него любое романтическое возвеличивание творца — это неуместная претензия на власть. Вместо этого концептуалисту надо разобраться, из каких «кубиков» состоит искусство (или общество, политика, быт и так далее), деконструировать текст и настроить коммуникацию со зрителем, который сможет достроить в своей голове любое произведение. |
2 | КТО И КОГДА ПРИДУМАЛ? | Концептуализм зародился в 1960-х годах на Западе, однако с живописью как таковой не был связан. Советские андеграундные концептуалисты, работавшие в живописи, — это Илья Кабаков, Эрик Булатов, Виталий Комар и Александр Меламид, Виктор Пивоваров, Олег Васильев, Константин Звездочетов, Юрий Альберт, Иван Чуйков и другие. Вне России живопись как техника встречается у связанных с концептуализмом (но не относящихся напрямую к этому течению) Ива Кляйна, Эда Рушея, Герхарда Рихтера, Дэмиена Херста. |
3 | КАК РАСПОЗАНТЬ? | Главные произведения концептуализма в мире — не живопись. Живопись концептуализма (особенно русского, «московского») обычно наполнена текстами, а нередко и диаграммами, цифрами, с нарушением привычного обрамления и материалов (граница между предметом и его изображением разрушена со времен поп-арта). Концептуализм часто работает с готовыми языками (как живописными, визуальными, так и идеологическими, политическими, бытовыми), цитирует их и остраняет, часто высмеивает. Концептуалистские картины выглядят интеллектуально, механистично и математически. Произведения чаще всего не воздействует чисто зрительно и интуитивно, а требуют текстового объяснения. |
МИНИМАЛИЗМ