Что мы понимаем под плохим отношением к детям?

Это оскорбление ребенка словом, рукоприкладство, нецензурные выражения в его адрес, унижение, нелестные высказывания в адрес родителей ребенка, негативные предположения о его развитии (как умственном, так и физическом), пренебрежение

взглядами и идеями ребенка.

Директор лагеря в процессе найма персонала на работу должен предпринять шаги к сведению до минимума риска плохого отношения к детям.

Необходимо предупредить каждого работника лагеря о необходимости соблюдать хорошее отношение к детям.

Лица со склонностью к сексуальному оскорблению часто предпочитают детей ровесникам и озабочены тем, чтобы остаться на работе в близком контакте с детьми, пренебрегают даже проведением свободного времени со сверстниками.

Вожатому важно понять свои обязанности и то, какие наказания последуют в результате плохого отношения к детям. Поэтому нужно знать и порядок действий, который поможет члену персонала защитить себя от попадания в ситуацию, где его могут обвинить в плохом отношении к ребенку без надлежащих доказательств. Возможно членам персонала работать парами, если это реально, а при работе с ребенком наедине в пределах видимости должен находиться другой член персонала или ребенок на расстоянии, при котором соблюдается личная тайна.

Следует понимать, что директор отвечает не только за все действия по предупреждению плохого обращения с детьми, но также и за документирование того, что такие действия были предприняты, что необходимо в случае инцидента и при последующем разбирательстве.

О письменном документировании следует упоминать вновь и вновь, так как это наилучший способ защиты лагеря. Что делать при инциденте. Несмотря на хорошо разработанный план и его реализацию по снижению риска до начала и в прогрессе деятельности лагеря, несчастные случаи все же происходят. Действия, которые предпринимают на момент возникновения инцидента столь же важны, как и предупредительные меры до начала инцидента. Насколько это возможно шаги, предпринимаемые во время инцидента, следует определить заранее. Например,

1. Непосредственный уход за лицами, попавшими в инцидент.

2. Уведомление руководителей или ответственного лица.

3. Получение при необходимости помощи со стороны:

4. Составление письменного отчета об инциденте и документирование по возможности максимального количества деталей

5. При серьезном инциденте следует сообщить об этом руководителям организаций вне лагеря (в государственные агентства, родителям травмированного и администрации лагеря).

Некоторые из инцидентов требуют экстренных действий, другие менее срочные. Одинаково важно в любом случае выполнить все вышеуказанные шаги. Однако, имеются некоторые виды экстренных инцидентов, которые можно проанализировать заранее и сформировать процедуры для того, чтобы справиться с такими ситуациями. Например, спасение утопающих, пожар, травмы, требующие медицинском помощи.

Для каждого вида инцидента имеется свой тип экстренных действий:

1. Процедуры должны быть указаны в письменном виде, проверены различными экспертами и переданы персоналу.

2. По этим процедурам следует проводить практические тренировки во время подготовки к работе.

3. Телефонные номера экстренной помощи и телефоны для передачи информации должны вывешиваться на табличках в опасных местах (в зоне купания, в технических зданиях обслуживания лагеря, на кухне, в офисе).

4. Если первая медицинская помощь входит в перечень экстренных действий, соответствующий персонал должен проходить тренировки по оказанию первой помощи/искусственному дыханию в местах возможного возникновения инцидента.

 

Следует продумать не только первичную помощь при физических травмах, но также и то, как справиться со стрессом, возникающим в этой обстановке. Элементы, вызывающие стресс следует обсудить с персоналом во время обучения.

Когда возникает предполагаемый инцидент или происходит жестокое обращение с кем- либо, то первое, о чем нужно позаботиться это о благополучии пострадавшего. Поэтому член персонала, обладающий нужным опытом работы с детьми, должен назначаться на работу в группу, а виновный в инциденте член персонала должен освобождаться от обязанностей. Не следует предполагать виновность члена персонала из-за простого обвинения, следует отдельно разобраться с членом персонала и другим персоналом, который был свидетелем инцидента. Однако, чтобы защитить отдыхающих, членов персонала и лагерь обязательно нужно отделить члена персонала от группы детей.

Нужно понимать то, что обвинение и саму ситуацию можно выяснить в беседе с ребенком, который оказался вовлеченным в инцидент, или который был свидетелем или присутствовал при обвинении. Опрос нужно проводить на низких тонах, предпочтительно в присутствии другого члена персонала. Нужно предпринять все шаги, чтобы избавить ребенка от эмоционального стресса. Когда имеется явное обвинение в каком-либо виде физического воздействия или сексуального оскорбления, то следует уведомить надлежащие организации. Такие организации могут быть различны в зависимости от места происшествия, то информация о таких организациях должна быть заранее определена и легкодоступна.

P.S.

Для повышения эффективности собственной деятельности вожатому (как и любому сотруднику детского лагеря), чтобы избежать собственных ошибок, сделать правильные выводы необходимо:

• научиться избавляться от негативных эмоций в общении с детьми и взрослыми (а как, см. ниже «А»);

• постоянно вести наблюдения за деятельностью и поведением детей, (о чем вести записи собственных реакций на происходящее в личном дневнике);

• постараться искать ответы на вопросы «Почему мне это нравиться или не нравиться? Как сделать, чтобы было лучше? Что мне сделать иначе?»;

• научиться анализировать собственную деятельность (а как, см. ниже «В»);

• внимательно слушать критику и делать выводы;

• понимать, что сегодня реальная действительность не всегда совпадает с нашими ожиданиями (реальные условия в лагере и законодательные акты).

А. Методы регулирования своего эмоционального состояния

В конфликтной или проблемной (экстремальной ситуации) человеком владеют эмоции. Зачастую они мешают увидеть решение проблемы.

Оказавшись в такой ситуации, необходимо сдержать проявление эмоции (посчитать в уме до десяти или глубоко вдохнуть и выдохнуть), чтобы иметь возможность проблему анализировать и принимать решение или действовать. Но если мы предотвратили проявление эмоции, она остается в нашем теле в ожидании подходящей возможности выйти наружу. Учёные-биоэнергетики утверждают, что тело и его мышечная система могут накапливать напряжение, вызванное невыраженными эмоциями. Если запас таких эмоций достаточно велик, это может привести к физическому распаду. Многие врачи утверждают, что физические заболевания имеют психологическую подоплеку. Сердечные приступы, инсульты, раковые заболевания, даже обычная простуда — все они могут бить реакцией на эмоциональную перегрузку.

 Материал подготовлен Хапаевой С.С, к.п.н.

 

По этим причинам нам необходимы знания об эмоциональной саморегуляции. Известно множество таких методов.

1. Метод «отреагирования»

Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, можно найти подходящее время и место для их разрядки вне ситуации, которая вызвала их. Например, высказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя матрац кулаками и т. п. В японских городах сооружены с этой целью балаганчики «отведи душу». Заплатив мелочь, посетитель входит в тёмное помещение, отгороженное от улицы занавеской. Ему дают несколько простых тарелок. Он бьёт их по одной о землю и удаляется.

Психотерапевты считают, что большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Подобные упражнения дают возможность высвободить часть мышечного напряжения. Разрядка подавленных чувств должна приводить к ощущению облегчения.

2. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний и реализуется посредством:

— аутогенной тренировки, основанной на определённой зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической — с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;

—  самовнушения, например, «Я хочу быть смелым, сильным, спокойным, терпеливым. Я хочу быть здоровым и буду здоровым».

— имаго терапии — мысленного воспроизведения положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.);

— зоотерапии — общение с природой, прогулки, наблюдения, любование красотой всего живого способно снимать напряжение;

— юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в её противоположность, в источник положительных эмоций, возьми с собой в лагерь сборники анекдотов, чаще шутите и улыбайтесь детям.

— самомассаж воротниковой зоны;

— массаж.

3. Метод подкрепления:

—  положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая, в зависимости от способа заварки он может стимулировать организм (побольше чая и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше чая и дать хорошенько настояться), чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует психику. Если же ещё и красиво обставить церемонию чаепития, то положительный эффект будет несомненным;

— если есть такая возможность неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.

4. Метод внешних изменений

—  музыкотерапия. Прекрасным антистрессовым средством является пение индивидуальное и хоровое;

— цветотерапия. Учёными установлено, что цвета жёлто-красного спектра действуют на человека возбуждающе, а сине-зелёного успокаивающе и чёрного угнетающе.

— тяга к перемене мест, изменение имиджа, макияж, аккуратная одежда и т.п.

5.  Метод «сравнительной терапии» основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознаёт и переживает свои неудачи. «... Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, — писал А.Чехов в шуточном рассказе «Жизнь прекрасна!», — даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что «могло быть и хуже».

6.  Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше. Оказывается, существует не только прямая связь между нашим хорошим настроением и улыбкой на лице, но и обратная — если мы улыбаемся, наш мозг «включает» центры, отвечающие за хорошее настроение.

Используя методы саморегуляции, вожатый получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию и принять решение.

В. Рекомендации для анализа собственной профессиональной деятельности

Высшего уровня мастерства могут достичь только те вожатые, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, а также деятельности коллег и учащихся.

Для этого нужно научиться постоянно спрашивать себя (имея в виду педагогическую деятельность):

• Зачем?

• Что именно?

• Почему так?

• Что требуется?

• Как это делают другие?

• Какие есть рекомендации?

• Как может быть оценена моя деятельность (детьми, коллегами, администр ацией)?

• Что мне лично нужно сделать для повышения уровня вожатского мастерства? Рефлексия (обсуждение) также позволяет проанализировать явления, события,

ситуации.

Во время рефлексии необходимо выявить все те ценности, которые значимы для ребенка. А что делать с этими ценностями: закреплять и развенчивать — зависит и от содержания ценностей, и от целей деятельности.

Предлагаем несколько схем рефлексии.

1. Эмоциональный вид обсуждения. Внимание уделяется чувствам играющих. Вожатый:

а) предлагает записать слова, действие, ситуации, которые затронули ребят, вызвали положительные или отрицательные эмоции;

б) просит дать эмоциональную оценку происшедших событий. Обобщения, сделанные вожатым — эмоционально окрашены.

2. Смысловые обсуждения: проведение параллелей между игрой и действительностью, поиск путей решения данной проблемы.

3. «Конструкторское» обсуждение. Когда проанализированы все чувства и проблемы, необходимо сопоставить цели деятельности и достижения, а далее решить, что можно добавить или убрать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, разрешить возникшую проблему или как изменить «механизмы» управления детским коллективом, если результат приводит к такой необходимости.

8 Использованы материалы пособия Скока Г.Б. Как проанализировать собственную деятельность. — М, 1998. — 102 с.

Одним из основных критериев воспитания будущего человека является любовь к нему в период его становления. Все, кто причастны, хотя бы отдаленно, к воспитанию ребенка, от уборщиц до министров, должны помнить, что воспитать хорошего человека можно только одним способом — безмерно его любить. И любить его еще больше, когда ему трудно. В этом смысл всей воспитательной работы. Счастливого пути, воспитатели разных рангов!

Список рекомендуемой литературы

1.  Воронов, В. В. Технология воспитания [Текст] / В. В. Воронов // Воспитание школьников. - 2000. - № 13.

2.  Дремова, И. Н. Навстречу лету 2000: Спутник воспитателя детского лагеря [Текст] / И. Н. Дремова, М. Е. Сысоева, З. К. Шнекендорф. - М.: Издательство МПУ «Народный учитель», 2000. - 68 с.

3.  Коротаева, Е. Хочу, могу, умею [Текст] / Е. Коротаева. — М: «КСП», 1997.

4. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы [Текст]: Книга для учителя. - Т.1. - М.: Издательство «Реал-А», 2000. - С. 53-54, 66-68.

5.  Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М: Владос, 2000. — С. 96-104.

6.  Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. [Текст]: учебное пособие для преподавателей / Г. Б. Скок. - М., 1998.

7.  Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей [Текст] / М. Е. Сысоева. — M.: Владос, 1999. — 176 с.

8.  Трудовой кодекс РФ: официальный текст [Текст]. — М.: Норма, 2002. — 208 с.

9. Тушканова, О. И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / О. И. Тушканова. - Волгоград, 1999. - 64 с.

10.  Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М: Изд-во «Совершенство», 1998. — 432 с.

11. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление» [Текст]. - Вып. 1. — Н. Новгород, 2000. — 96 с.

12.  Шмаков, С. А. Дети на отдыхе [Текст] / С. А. Шмаков. — М., 2001. — 175 с.

Шнекендорф, З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка [Текст] / З. К. Шнекендорф. — М., 2001. — 224 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: