Дать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Песня, танец, марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и непрограммной музыке различных жанров). Музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша)
При выборе музыкальных произведений показать детям разные виды
маршей — детский, военный, спортивный, траурный, сказочный.
Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами - менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев — русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка и полонез).
Виды контроля по второй теме: музыкальная викторина танцев и маршей. По картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы, в предложенных стихах дать характеристику бытовых жанров.
Примерный музыкальный материал:
|
|
Народные песни: «Во поле береза стояла» (обр. Н.А.Римского-Корсакова),
П.И. Чайковский «Русская песня», Д.Б. Кабалевский «Песенка»
Ф. Шуберт «Серенада», С.С. Прокофьев «Марш», П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
М.И. Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Н.А. Римский-Корсаков Шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка»
Ф. Мендельсон Свадебный марш из спектакля «Сон в летнюю ночь»
П.И. Чайковский Камаринская, Полька (из цикла «Детский альбом»)
М.И. Глинка Полька, В. А. Моцарт Менуэт, Л. Боккерини Менуэт
М.П. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка»
Ф. Шопен Полонез A-dur, Мазурка B-dur, А.Г. Рубинштейн. Лезгинка из оперы
«Демон», А.И. Хачатурян Лезгинка из балета «Гаянэ»
П.И. Чайковский Трепак из балета «Щелкунчик», «Детский альбом»:
«Камаринская», Н.А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка»:
хор «Прощай, масленица» пролог, Хор «Ай, во поле липенька» 3 д.
П.И. Чайковский Опера «Евгений Онегин»: хоры «Уж как по мосту, мосточку», «Девицы – красавицы», вальс, мазурка 2 к., полонез 6 к.
А.П. Бородин «Князь Игорь»: половецкие пляски 2 д.
М.П. Мусоргский «Сорочинская ярмарка»: гопак, А.И. Хачатурян «Гаянэ»: лезгинка, А. Моцарт «Дон Жуан»: менуэт, М. Равель «Болеро», В.А. Гаврилин Балет «Анюта»: вальс, Ф. Шопен Мазурки, полонез, вальс, Ж. Бизе «Кармен»: хабанера, сегидилья 2 акт.
Тема 2. Праздники Русской Православной Церкви:
Рождество Христово. Пасха.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
|
|
Знакомство с рождественскими образами в русской и в западноевроп. музыке.
Примерный музыкальный материал:
П.И. Чайковский «Детский альбом»: Утренняя молитва, В церкви
Рождественские колядки «Щедрый вечер», «Рождество Христово»
Ф.Шуберт «Аве Мария»; Бах-Гуно «Аве Мария»; Дж. Каччини «Аве Мария»;
Н.А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством» - симф. вступление «Святый
вечер», произведения А. Архангельского, П. Чеснокова.
Детские пасхальные песни «Христос воскрес»,
Тема 3. Времена года в народном календаре
Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними народные праздники, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о народных промыслах. Обязательно использовать изображения народных костюмов, характерных для того края, где живут дети.
Главная задача — создать ощущение единства и преемственности поколений, воспитать интерес к истории своего края, своего рода, гордость за свою Родину и любовь к ее национальному культурному достоянию.
Весна. Обряды и песни. Веснянки. Встреча весны. Прилет птиц. Весенние заклички. Зимние народные обряды и песни. Масленица. Календарные даты, начало жатвы и ее ход, обряд завиванья бороды. Песни.
Летние праздники, обряды и песни.
Примерный музыкальный материал:
колядки, подблюдные песни, масленичные песни.
Н.А. Римский-Корсаков Проводы Масленицы из оперы «Снегурочка», песни-
веснянки, семицкие песни, купальские песни.
Тема 4. Музыка народов мира.
Богатство и многообразие музыки разных народов мира. Знакомство с музыкальной культурой разных стран и народов. Особенности музыкального языка разных стран и народов. Различные направления музыки народов мира.
Примерный музыкальный материал:
Русские народные песни, Болгарская народная песня “Посадил полынь я”;
Д. Гершвин “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс”, Я. Сибелиус Симф. поэма
«Финляндия», Д. Гершвин Рапсодия в блюзовых тонах, Э. Григ «Пер Гюнт».
Тема 5. Героико-патриотическая тема в музыке.
Музыкальные образы родного края. Отличительные черты русской музыки.
Произведения, раскрывающие мужественный, героический, патриотический дух и характер нашего народа.
Примерный музыкальный материал:
М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»
А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская»
Й год обучения
Тема 1. Музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение оркестра народных инструментов, В.В. Андреев.
Особенности звучания инструментов и приемы игры на них. Репертуар. Современный этап развития народных оркестров.