В ритуалах очищения применяется только горный можжевельник. артыш. растущий на склонах Саянских гор в Центральной Азии. Используются веточки длиной 20 - 25 си. которые иногда связывают в пучок по 5 штутс и перем- швают нитками пяти цветов: зеленой, красной, желтой белой и синей. «Зеленый цвет связан с любым начинанием, с первой силой. — рассказывает тувинский шаман Никатай Ооржак. - Белый - это чистый, как молоко, путь без препятствий. наше желание идти по дороге. Вселенская Сила, которая на Земле отражается в виде огня. - это красный цвет, сплюл благополучия и радости. Синий атицетворяет самх Вселенную н нас, живущих в ней. Сила добра, любви, созна- ни* символизируется желтым цветом».
„ <x4Vj артыша всегда благодарят духов гор, 0 і
В° ПГ „отношение. В Тыве, где артыш продаетс, * ляя для них и покупагели всегда спрашивают, «с обр^ обычном рын^ гак^. в последнем случае от покупки Г собран, или щ ^ продаВеи в таком деле никогда не ска*е, называются. з навлечь на себя гнев горных духов,
|
|
неправду-4X00 артыша поджигают, дают разгореться, Сухие вей тате они начинают дымить. ДЫм
потом тушат. ^а1ЫМ0Т успокаивающее действие на Чело_
этого Растен,'Я 1 ,, считает его и изгоняет болезнетворных
века, энергет! этому „оводу пишет один тувинский поэт-
духов. Вот ЧТО невзнауай посетил ной ненавистник 111ь
«Если пт ц чес ти не знающий, болтун л и <)ос>лсий
клеветник, сов драгоценное всуе...Каль его пребыва.
время крао) 14 сердце тревожит и ум в раздражены; при - ние в даме твое. ща „отчее ты воскури по уходу
водит, ветв г ^ ^ в сторону ту. что ушел он.
недоброго «ор. ^ нгбу проходит: слева - направо, свое - строго, как саїн і ^ ^ цасов движется, точно ты кам- тока на драгоценный изгонит из дама по.
что принес KoeapHbiiiiJgr^' можжевелЬника бросали на го- В Древно^"‘ > ы с ГОЛ0В 0 Й шкурой, вдыхали дым.
ряшие угли и, у и ВдЫХании возникало двигательное
При продолжив. ся эмоциональной неуравио-
возбуждение. СОпП^^иШДллюш.нациями. Потом насту- вешенностью. ОПЬ> шама„ы можжевельник, таким
пал транс. Совр _ ограНичиваясь окуриванием,
|
|
образом, не использу, очишает дымом ар-
№р„ « 6 р»ао» и окурим„
тыша свои этрибуты. ^ ость и подмышк«Очищение
п. —стрелке«и*. “>•
пациента пу Гоитков-текстов» К «Набору ша-
республике
) Пациент обычно стоит паст рытыми глазами. Шама^^^сп. f> С Ігками, проводит вокруг ^ ™ *Ру/овые
fV* РУКУ-потом другую> пускается шш *'<,Хн*- 2^ІпМ. При этом он поет особые закли НКУРИНа^
/И " призывая духов-помощников? ательмые
1. <1с силы. После этого, В случае необхп ИЭГ0"ЯЯ ЧУ- камлание с бубном. На Алтае в д^00™’ С0‘
<н^ся НС ДЫМ аРТЫШа’ 3 не"осРедствеГо о, Н'Є"ИЯ
Схема проведения обр„да остаетсі 1 °"М°Р«*
.„тральной Азии артыш используете» Pc*,,e«-
4. мых разнообразных целей. Тот же ry!"°BCeMecTHo **.,яедуюшее: У Янский автор
п>с- ьссонища ночью с тобой приключилась, тревож- «Кіи терзают, или ребенок проснулся и плачет; страхи»«еМ коШМаРные сны твоих домочадцев изводят... ложе н°цИЬІС’пЄд сном окури. Драгоценные дымы и тут всем помо «°:°Z, рубится, спокойнее станет дыханье, и утром про - Г 70вио на свет народившийся снова»
снешьс»’
Комбуха — настой гриба фанго
Дрожжевой Гриб фанго (медузомекус гезефия) известен иаДальнем Востоке, в ЦентРальной и Юго-Восточной Азии „од разными названиями: комбуха, манчжурский гриб, морской гриб и т. п. Его чайный настой с добавлением сахара с давних пор применяется в некоторых ритуалах, а также в це- лительстве. О нем знали и в древней Мексике, где его настаивали на мелко нарезанных кусочках инжира. Сам гриб символизирует солнце, и при ритуальном употреблении его настой, комбуху, наливают в специальную круглую чашку с нанесенными на нее символами бесконечного солнечного хода. Считается, что пьющий из такой чаши соединяется через фанго с животворящей энергией самого Солнца.