Класс. Урок 28.04.2020 г.
Тема: «Оплата жилья, коммунальные услуги»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель:
Научить оплачивать коммунальные платежи.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания о составляющих семейного бюджета, дать знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
2. Формировать умения снимать показания электрического, газового, водяного счетчикови заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.
2. Формировать социальную активность и самостоятельность.
3. Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.
Развивающие:
1. Развивать мышление, память, внимание, речь.
2. Формировать экономическое мышление.
Знания, умения, навыки и качества, которыми овладевают воспитанники во время занятия:
· Овладевают экономическими понятиями: экономия, коммунальные платежи.
· Актуализируют знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
· Приобретают умения снимать показания с бытовых приборов учёта, вести расчёт коммунальных платежей.
Методы обучения:
· Словесные: беседа, объяснение.
· Наглядные: демонстрация мультимедийной презентации.
· Практические: упражнение в снятии показаний счетчиков и расчёте коммунальных платежей.
Средства обучения:
· Ноутбук.
· Мультимедийная презентация.
· Карточки-задания для практической работы.
Оборудование: картинка бабушки, аудиозапись голоса бабушки, Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой, карточки-задания, презентация, ТСО, счётчики (электросчётчик, на воду), пословицы и поговорки, микрокалькуляторы, счёта-извещения на оплату коммунальных услуг, тетради, ручки.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости и ребята. Рада всех вас видеть на нашем уроке.
2. Актуализация опорных знаний. (Стук в дверь)
Педагог: - Здравствуйте, Вера Петровна, что случилось?
Бабушка: -Ребятушки, вы мне не раз помогали, выручайте. Вот получила бумаги какие-то, а что с ними делать не знаю…
Педагог - Ребята, давайте посмотрим. Да это же квитанции на свет, на газ, на воду, их оплатить надо!
Бабушка: Ребята,где мне их оплатить можно?
Учащиеся: на почте, в банке…
Бабушка: Спасибо, ребята, пойду оплачивать, до свидания.
Педагог: До свидания, Вера Петровна.
- Почему так важно уметь правильно обращаться с платёжными документами? (потому что коммунальные платежи – это одна из статей расхода семейного бюджета)
- Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи)
-Из чего состоит семейный бюджет? (из доходов и расходов)
- Из чего складываются доходы? (зарплата, пенсия, стипендия, пособия, проценты от вкладов, сдача жилья)
- О доходах мы много говорили, а на что в семье расходуют деньги? ( На питание, на обучение, на отдых, на приобретение одежды и мебели, на культурно-бытовые услуги: посещение кино, музеев, театра, на оплату коммунальных платежей.)
Целеполагание и мотивация.
- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Зачем приходила к нам Вера Петровна?
Тема урока: «Оплата жилья, коммунальные услуги». -Кто-нибудь догадался, чему мы будем сегодня учиться? (Мы будем учиться снимать показания счётчика, - подсчитывать расходы, заполнять квитанции на оплату)
-Откройте тетради, запишите число и тему урока. (Следим за осанкой!).
Объяснение нового материала.
- Кто знает, что такое коммунальные услуги и платежи? (– Коммунальные услуги - это услуги для обеспечения комфортных (удобных, лучших) условий жизни).
-Запишите определение в тетрадь. ( Следим за осанкой!).
- Как вы думаете, что включает в себя плата за коммунальные услуги? Давайте посмотрим на экран. (– оплату за холодное водоснабжение, за горячее водоснабжение, плату за водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
- С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами
- А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку:
К дальним сёлам, городам
Что идёт по проводам?
Светлое величество!
Это …? (электричество)
- Сейчас мы используем для освещения помещений электрические лампочки. Всегда ли была электрическая лампочка?
- Каких её предшественников вы знаете?
-Ребята, отгадайте ещё одну загадку:
Очень строгий контролёр
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргая.
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь-
Всё на ус мотает.
(электросчётчик)
-Запишите в тетрадь слово «электросчётчик».
-Что такое «электросчётчик» мы узнаем из Современного толкового словаря русского языка Т.Ф.Ефремовой. ЭЛЕКТРОСЧЁТЧИК - это прибор для учета потребляемой электроэнергии.
- Вот здесь образец электросчётчика, а также вы их можете увидеть на экране.
- В чём измеряется электроэнергия? (в кВт в час)
- Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка.
- Как выдумаете, а чтобы подсчитать, сколько надо заплатить за свет, достаточно только этих показаний? (нет)
- Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии.
- Сейчас цена тарифа на свет 8,364 тг.
- А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика.
- Показания электросчётчика на сегодняшний день, допустим, 3200 кВт·ч, а последнее показание в прошлом месяце было 3100 кВт·ч. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт·ч составляет 8 тг.?
- Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее).
3200– 3100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц.
- Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии? Как мы можем это узнать, каким действием? (умножением стоимости 1 кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии). 8х100=800 тг..
-Помимо приборов учета электроэнергии есть и другие приборы учета. Кто знает какие? (газовые и водяные счётчики)
- Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию.
- В чем измеряются газ и вода? (в кубических метрах).
Расчёт оплаты за газ и воду мы произведём на 2 уроке. А сейчас немного отдохнём.
Физкультминутка:
А теперь, ребята, встали!