Главные литературные силы эмиграции осели в Берлине, Париже, Праге, небольшая часть в Харбине, Прибалтике и в других странах. Здесь были собраны волею судьбы писатели, поэты, приверженцы различных литературных направлений, духовно-эстетических взглядов. Но это не препятствовало их взаимоотношениям. Морально деформированные революцией и гражданской войной, они в первые годы эмигрантской жизни чаще вели политические дискуссии, нежели литературные. Именно падение старой России идеологизировало литературную среду эмиграции, повысило ее политический импульс. Политика и культура в то время тесно переплетались, воздействуя друг на друга. Политические аспекты литературной интеллигенции были отзвуком не только перенесенных невзгод и страданий в гражданскую войну, но и связаны с изменениями, происходящими в Советской России.
И все-таки творческая жизнь эмигрантов продолжалась. Нужда и забота о хлебе насущном побуждали их как можно быстрее обратиться к перу и писательскому труду. Основная часть писателей и поэтов придерживалась прежних литературных принципов, оставалась в своих эстетических воззрениях консервативной, не подверглась эволюции под воздействием среды. Правда, модернистские эксперименты в советской поэзии частично воспринимались отдельными поэтами, хотя символизм, акмеизм, футуризм и были перенесены на западную землю. Но это не оказало заметного влияния на литературную жизнь Российского зарубежья.
|
|
БЕРЛИН. Немецкая столица, как отмечалось в первой книге, была до прихода к власти фашистов политическим центром Российского зарубежья. Однако, казалось бы, при таких благоприятных условиях для эмигрантов в Германии, литературная интеллигенция пребывала здесь большей частью «проездом». Продолжительнее других и Берлине жил В.В. Набоков. В столице издательства «Слово», «Геликон». «Мысль» опубликовали много литературных произведений эмигрантов. В Берлине эмигрантами были созданы два творческих объединения «Клуб писателей» и «Клуб искусств» (о них говорилось в первой главе).
После гражданской войны в России в Берлин приезжали многие советские писатели. Их привлекала свобода издания здесь любой литературы. Некоторые из них оставались за рубежом навсегда. В числе приезжавших в начале 20-х годов были И. Горький, В. Маяковский, С. Есенин, Б. Пастернак, И. Гершензон, Л. Толстой, И. Эренбург. Однако Берлину было не суждено оставаться на долгие годы литературным центром эмиграции.
ПАРИЖ. После прихода к власти в Германии нацистов русские писатели, как и философы, художники, направились в Париж, некоторые переехали в другие города европейских стран. В начале 1920-х годов в среде русской художественной интеллигенции во французской столице возникли тенденции к объединению по профессиональному признаку. В результате в писательской среде появились «Союз русских писателей и журналистов» и «Союз помощи литераторам и ученым». Первый был создан в 1920 г. Его председателем долгое время являлся В.К. Зайцев. Союз организовывал лекции, вечера памяти, концерты, проводил традиционные «понедельники». Вместе с тем он решал и такие корпоративные задачи, как защита авторских прав за границей.
|
|
«Союз помощи литераторам и ученым» был основан под руководством Н. Чайковского в 1920 г. Главная задача союза - выпуск художественных сборников с произведениями русских писателей, помощь им в публикации произведений посредством французских издательств. Союз собирал пожертвования для писателей и ученых.
З.Н. Гиппиус вместе с мужем Д.С. Мережковским основали в Париже кружок «Зеленая лампа». Давид Кнут организовал в столице «Палату поэтов» - объединение «второго поколения» литературной эмиграции. В Париже выпускались литературные журналы «Грядущая Россия» и «Современные записки» (1920-1940).
ПРАГА. В целях адаптации к новым условиям существования и объединения творческих сил русские писатели и журналисты, проживавшие в Чехословакии, в октябре 1922 г. создали «Союз русских писателей и журналистов», первым председателем которого стал П.Л. Сорокин. Помимо необходимости объединения русских писателей и журналистов в стране, союз своей целью считал улучшение их правового и материального положения, содействие культурной работе и защиту профессиональных интересов.
В союзе состояло от 70 до 90 человек. Его деятельность проявлялась в организации и проведении публичных литературных и литературно-художественных вечеров, в культурно-просветительской работе, издании литературных сборников, чтении докладов и лекций, в попечении о молодых русских писателях. Несмотря на все старания, ни одному составу правления не удалось собрать сколько-нибудь значительные средства для оказания материальной помощи членам общества. Пожертвования имели случайный характер. И все-таки в союз вступали те, кому необходимо было общение с коллегами, единомышленниками, поддерживающими традиции русской литературной среды. С вторжением немцев в Чехословакию литературная жизнь творческой эмиграции почти замерла, а в 1941 г. союз прекратил свое существование.
БЕЛГРАД. В Белграде «Союз писателей и журналистов» был образован несколько позже, в 1925 г. Кроме сходной с другими писательскими союзами цели, белградский союз принял на себя объединительную миссию. В 1928 г. в Белграде состоялся объединительный съезд писателей и журналистов в эмиграции. Финансирование съезда принял на себя король Александр. На съезде собрались 111 участников. Председательствовал на нем В. Немирович-Данченко. Программа съезда была многообразна. Первым в повестке дня стоял доклад «О положении вопроса защиты авторского права на местах и о практике перепечаток русских авторов». За ним обсуждались не менее жизненные вопросы: о правовом положении русских писателей и журналистов за границей, о создании литературного фонда, защите профессиональной чести и другие. Главным результатом работы съезда было постановление о создании «Зарубежного союза русских писателей и журналистов», который объединил около 600 человек. Было решено собирать съезды один раз в два года, выбран совет союза с местопребыванием в Париже, председатель - А. Яблоновский, правление, местом пребывания которого был определен Белград, его председатель - Ф. Тарановский.
|
|
Объединительным печатным органом русской писательской эмиграции был журнал «Современник», который выходил в Канаде, в Торонто. Этот журнал эмигранты называли журналом «русской культуры и национальной мысли». Издатели - группа энтузиастов русской культуры - преследовали цель сохранить верность гуманизму русской литературы, быть независимыми и демократическими по духу. Они стремились к освобождению русского человека от любой формы духовного рабства. «Современник» был далек от внутриэмигрантских распрей, что было редкостью и его достоинством. В журнале печатались литературные произведения в прозе и в стихах, критические статьи, мемуары, философские произведения, библиография, полемические материалы, которые вызывали дискуссии. Журнал просуществовал 20 лет, его возглавляли в разное время Л. Страховский, В. Савин, А. Гидони. Всего вышло 45 номеров
Примечательны причины его закрытия. Эмиграция третьей волны («диссиденты») выступила против журнала, ее не устраивало стремление «Современника» соединить русский патриотизм с принципами свободы и гуманизма. Журнал обвиняли то в антисемитизме, то в просионизме. Его подвергли бойкоту, изоляции, травле, что привело к финансовым затруднениям, разорению и закрытию интересного журнала Российского зарубежья. Своим существованием и деятельностью «Современник» доказал, что русская эмиграция сохранила верность родному языку и культуре, что храм русской культуры разрушен, но не уничтожен.
В начале Второй мировой войны, особенно после нападения Германии на Францию, русские литераторы устремились в Америку, в основном в Нью-Йорк. В 1942 г. в этом городе начал издаваться литературно-художественный «Новый журнал», основателями которого были М.А. Алданов и М.О. Цетлин (журнал существует и поныне). Для расширения публикации крупных и наиболее значительных произведений было создано издательство имени Чехова.
Небольшое число русских писателей и поэтов обрекло себя на уединение в других государствах. С 1924 г. в Риме проживал поэт В.И. Иванов, где и умер в 1949 г. В Софии обосновался A.M. Федоров. В болгарской столице действовало издательство «Россия-Болгария», которое контактировало с издательством «Русская библиотека» в Белграде, выходила газета «Русская мысль» (София-Прага-Париж, 1921-1927). В Харбин перебрался Арсений Несмелов, в Эстонию - Игорь Северянин, в Финляндии нашел приют Леонид Андреев. В Риге остановился Сергей Минцлов. Латышское правительство не препятствовало работе издательства «Грамату драуга» и выпуску газеты «Сегодня».
|
|