Лабораторная работа №5

Археология                                                                    Филатов Даниил ОБ-ИО-12.

Лабораторная работа №5.

Погребальный обряд срубной культуры в Оренбуржье

Некрополи срубной культуры, как правило,расположены на высоких поймах, либо на первых надпойменных террасах малых рек. Все погребальные памятники срубной культуры на описываемой территории представляют собой подкурганные захоронения, грунтовые кладбища пока неизвестны. Господствовала традиция возведения срубным населением собственных могильных насыпей, не нарушавших погребальные комплексы более ранних эпох.

Срубные памятники Оренбургского Предуралья в отличие от одновременных памятников, расположенных на территории Поволжья, делятся на две большие группы по типу надмогильного перекрытия: деревянного, либо каменного. Надмогильное перекрытие является одной из важных черт, характеризующих существенное различие в погребальной обрядности срубных племен рассматриваемого региона. Исходя из этого, все некрополи были разделены на две группы: I группа памятников –в которых качестве надмогильного перекрытия использовалось, в основном, дерево; II группа памятников –могильники с применением камня.

Сравнительная характеристика погребального обряда I и II групп памятников срубной культуры Оренбургского Предуралья» выявляются общие и отличительные особенности ритуальной практики обеих групп, полученные данные сопоставляются с материалами погребальных памятников позднего бронзового века соседних регионов. К основным признакам погребального обряда I и II групп памятников срубной культуры Оренбургского Предуралья относятся: преобладание погребальных камер под прямоугольной формы по размерам, соответствующим потребностям размещения тела и инвентаря; распределение ям на подкурганной площадке вкруговую, рядами или бессистемно;ориентировка костяков головой в северо-восточный, северный, восточный сектора круга; положение захороненных в позе скорченно, на левом боку с кистями рук, находящимися у лица или у груди; помещение в погребальную камеру костей животных; наличие в курганных насыпях жертвенников или остатков ритуальных тризн. Данные черты присущи срубным памятникам всех других областей распространения культуры.

По таким параметрам обряда, как: создание собственных курганных насыпей, размерам насыпей, варьирующихся в пределах от 10 до 30 м в диаметре, и от 0,6 до 1,5 м в показателях высоты, число могил на подкурганной площадке (основная масса курганов содержала от5 до 15 захоронений), некрополи Оренбургского Предуралья соотносятся со срубными памятниками степной полосы их распространения, а именно с курганными могильниками Самарского Поволжья и Башкирского Приуралья. В обеих группах выявлены также редкие элементы обряда. К таковым относятся: возведение курганов, состоящих из двух и более насыпей; подкурганные ровики; ступеньки или уступы в погребальной камере; положение костяков скорченно на правом боку в одиночных захоронениях, а также на спине, на животе, либо вторичные захоронения; различное положение костей рук; нетипичные ориентировки костяков (западная, юго-западная, юго-восточная, южная). Все указанные элементы эпизодически встречаются в срубных памятниках различных регионов, характеризуют внутреннюю вариабельность культуры и, как правило не связаны с каким-либо влиянием «извне». «Нестандартные» проявления погребального ритуала в некоторой степени являются реминисценциями археологических культур, в той или иной степени участвовавших в сложении срубной(синташтинской, потаповской, лолинской, волго-донской бабинской).Отличия I и II групп памятников по некоторым параметрам обряда (упорядоченность расположения погребений для курганов I группы, и бессистемность расположения могил на подкурганной площадке для II группы; внемогильные комплексы курганов I группы чаще, чем во II группе представлены полноценными жертвенными комплексами) не являются тяготеющими к какой-либо традиции определенного географического региона (степи или лесостепи), а отражают специфические черты выбранной совокупности памятников изучаемой территории. Основное отличие между двумя выделенными группами проявляется в материале, из которого изготавливалось надмогильное перекрытие. Деревянные перекрытия I группы памятников, представленные в основном, колотыми плахамии реже –мощными бревенчатыми конструкциями, расположенными вдоль или поперек могилы,находят соответствия в некрополях всех областей распространения срубной культуры. Во II группе памятников каменные конструкции, используемые при оформлении захоронений, представлены, в основном, перекрытиями (закладами) из плит, в единичных случаях –ящиками или оградками. Перекрытия в виде закладов из каменных плит, являющиеся отличительной особенностью II группы некрополей Оренбургского Предуралья, на ближайших территориях полных аналогий не обнаруживают. В Башкирском Приуралье известны редкие случаи фиксации каменных перекрытий и только над захоронениями детей. Во II группе некрополей Западного Оренбуржья плитами перекрывалось порой до 80% захоронений одного могильника, причем могилы индивидов всех половозрастных категорий. Сопоставление каменных надмогильных перекрытий II группы памятников Оренбургского Предуралья с каменными конструкциями андроновской общности, показало, что они не являются полностью идентичными. Напрямую с андроновским происхождением можно связать только каменные ящики и оградки, если они сочетаются с андроновской керамикой или обрядом трупосожжения. Простые заклады из плит сложно напрямую соотносить с алакульским или федоровским влиянием, так как никакими другими инокультурными признаками в обряде захоронения под плитами не характеризуются. Поэтому возникает вопрос появления в регионе указанной особенности. В диссертационном исследовании сделано предположение, что каменные надмогильные перекрытия могли быть принесены носителями лолинской культурной традиции, принимавшими участие в формировании срубной культуры. Во-первых,в лолинской культуре также выделяются две группы погребений, использовавших либо дерево, либо камень в оформлении погребальной камеры. Причем, погребения с каменными конструкциями составляли большинство.Во-вторых, на территории степного Приуралья известны захоронения волго-уральской культурной группы (варианта лолинской культуры)оборудованные камнем.

Следует отметить, что иногда в срубных некрополях I группы фиксируются конструкции из камня, а во II группе –деревянные перекрытия. Этот факт связан с процессом постоянных контактов, происходящих между различными срубными племенами. Вероятно, в реальности эти связи носили системный и регулярный характер, визуально же они определяются по характеру перекрытия. Проявление свидетельства контактов срубного населения с традицией применения в обряде камня и дерева по другим параметрам практически невозможно, так как их погребальные каноны аналогичны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: