Типы и классификации педагогических задач с иллюстрацией практической реализации

Содержание

 

 

1 Представить педагогическую задачу как частное проявление профессиональной задачи с иллюстрацией практической реализации………...3

2 Типы и классификации педагогических задач с иллюстрацией практической реализации…………………………………………………………5

Список используемых источников……………………………………….7

 

 

Представить педагогическую задачу как частное проявление профессиональной задачи с иллюстрацией практической реализации

 

 

Педагогическая задача – это определенная осмысленная педагогическая ситуация, имеющая конкретную цель, направленную на познание и преобразование действительности.       

В настоящее время выделяют три основных подхода к пониманию сущность педагогической задачи: Педагогическая задача – это прогрессивные изменения знаний, умений и отношений учащихся. Педагогическая задача – это планируемые эффекты развития, продвижения и роста учащихся, которые проявляются в формировании способностей успешно решать разнообразные жизненные ситуации и проблемы. Педагогическая задача – это некая знаковая модель определенной педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой поставленной цели реализуемого педагогического процесса. В настоящее время различают следующие педагогические задачи: Стратегические задачи (сверхзадачи) – выражают общую цель воспитания, которая формируется в эталонных представлениях о том, какие качества должны быть сформированы у ребенка в рамках педагогического процесса. Тактические задачи – предусматривают направленность на получение определенных результатов воспитания, приуроченных к конкретному этапу педагогического процесса. Оперативные задачи – представлены ближайшими и текущими задачами, которые встают перед педагогом непосредственно в момент педагогической деятельности.      

Процесс решения педагогической задачи проходит последовательно несколько этапов: Осуществление анализа педагогической ситуации: Оценка условий, в которых реализуются педагогические действия Предвидение и объяснение наблюдаемых педагогических явлений Принятие эффективных диагностических решений Осуществление диагностики детского коллектива или отдельной личности Прогнозирование полученных результатов воспитания и обучения, ответных реакций. Планирование и целеполагание. Целеполагание предусматривает проверку имеющихся исходных предложений и полученных результатов, а также проектирование реализуемого педагогического воздействия. Конструирование и последующая реализация педагогического процесса. Обоснованный выбор разнообразных видов деятельность учащихся, управление педагогическим процессом и действиями учащихся во время него. Коррегирование и регулирование – предусматривают оценку неуспешности или успешности реализуемого педагогического процесса и действий, при необходимости осуществление их корректирования и коррегирования. Осуществление итогового контроля и учета полученных результатов. Решение любой педагогической задачи должно обязательно заканчиваться осуществлением итогового учета и сопоставления с исходными данными, анализом достижений и недостатками педагогических действий, эффективности использованных методов, средств и форм организации воспитательно-образовательной работы.

      

Педагогическая задача: Принять в коллектив нового работника (учащегося). Сдружить коллектив, с новым человеком даже в случи, с тем что новенький плохо идет на контакт и не проявляет интереса к работе (учебе).

Решение задачи может иметь несколько решений.

В первом случае руководитель (педагог) может в приватной беседе с новым сотрудником (учащимся) поговорить о данной ситуации, расспросить о его проблемах во вхождении в новый коллектив, в случае если работник (учащийся) сам не идет на контакт, не хочет или очень замкнут, поставить с более опытным и грамотным работником который является авторитетом в коллективе. Если сам коллектив не принимает новенького, то постараться выяснить причины данной отстранённости, постарается сдружит коллектив и новенького.

Основным способом сплочения коллектива будет работа в команде или выполнения общего дела. При работе сообща происходит знакомство и неформальное общение в кругу общего задания. Общая работа позволяет узнать и познакомится друг с другом.

Если после этого новый работник (ученик), не проявляет активности, не идет на контакт и остается одиночкой то следующим шагом будет дать работу для ее успешности необходимо работать в коллективе и без коммуникации ее невозможно выполнить. Это позволить пусть и не в более мягкой форме подстегнуть и в некоторых случаях подстегнуть к работе (учебе).

Крайней мерой при ращении данной задачи будет метод ультиматума или работа в коллективе или увольнение или перевод, в зависимости от ситуации, при этом данное заявление должно произносится с глазу на глаз, между работником и руководителем (учеником и учителем). Этот метод является наиболее жестким и отчаянным шагом в решении задачи, потому что новому сотруднику (ученику) предъявляется ультиматум.

В зависимости от ситуации и опытности руководителя (педагога) будут принимается различные средства и методы в достижении данной задачи. Приведенные выше меры могут выступать как более понятные и обыденные примеры в решении данной задачи. При этом руководитель (учитель) могут применят свои методы в решение представленной задаче.

      

 

Типы и классификации педагогических задач с иллюстрацией практической реализации

 

 

Профессор Л.Ф. Спирин подчеркивает, что в реальных школьных ситуациях эти задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления. Перечислить их в таком ключе невозможно. Поэтому им следует давать характеристику в обобщенном, типизированном виде. Именно так и требует научная педагогика. Используем такое теоретическое исходное положение: все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности в педагогической системе.

Это значит, что учителя (и все иные люди, осуществляющие образовательно-воспитательные функции) в каждый момент своей работы в той или иной мере управляют процессом физического, интеллектуального и духовного развития учащихся, т.е. стимулируют их самопознание, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, самоосуществление.

При этом всегда налицо система противоречий, и основное из них – противоречие между провозглашенным государственным стандартом образованности и воспитанности и конкретным школьником, не обладающим соответствующими качествами. Разрешить данное противоречие и стараются подлинные учителя-воспитатели.

При этом решаются задачи стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.

Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.

Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.

Л.Ф. Спирин предлагает осуществлять классификацию педагогических задач, учитывая структуру этапов цикла педагогического управления (а первооснова – это учет психологической структуры действий педагога).

Используя этот подход, мы можем распределить все задачи так:

задачи этапа педагогической диагностики;

задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания;

задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности);

задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);

задачи этапа анализа выполненной работы.

Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

Пример задачи:

Привить к учащимся бережливость и аккуратность.

В первую очередь необходимо составить план и задачи по выполнению намеченной цели. В него входит провести диагностику класса и вывить актив класса, определить отстающих. Провести творческий анализ учащихся.  После попытаться подобрать технологию обучения в которой будет преобладать две основные задачи аккуратность и бережливость.

Составить план по решению данных задач, этому будут способствовать проведения анкетирования, изучения интересов и увлечения учащихся с помощью самостоятельной работы.

Следующими шагами будут задачи для самостоятельного решения с назначением учащихся в разные группы, они помогут учащимся попытаться комунницировать друг с другом в непривычном для них составе, что позволит создать не стандартный подход к ращению проблемы, например при работе помогут создать не стандартный подход к решению или наоборот вызовет разногласие в работе. Для этого педагог должен постоянно иметь контакт с классом. 

Последним будет анализ проведенной работы как с учениками, так и для учителя в отдельности. При анализе необходимо определить сумели ли ученики достигнуть намеченной задачи или нет, для учителя же будет важным как класс отреагирует на не стандартный подход в работе, где были достигнуты или не достигнуты. Надо понимать что поставленные цели дают определенное направление при построение занятий, в частности практические занятия будут более предпочтительнее. 

 

  

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: