Мастерство выдающихся педагогов

Еще в XVII веке чешский педагог-гуманист. Ян. Амос. Ко-Менский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он сравнивал учителя с садовником, который с любовью выращивает растения в саду, с с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, который старательно шлифует умы и души людей, с полководцем, энергично ведет наступление против варварства а и невежествоа.

Выдающийся украинский философ и просветитель. Г. С. Сковорода считал, что одним из главных обязанностей педагога является выявление и развитие природных возможностей воспитанника: «Учитель и врач - несть врач и у учитель, а только служитель природы, единственный и истинный и врачебницы, и учительницы «Только искренне любя своих питомцев, гуманно относясь к ним, педагог может успешно формировать их моральное лицо, возбуждать и укреплять в них любовь к людям, «замечать или понимать, а чем больше кто замечает, тем более лелеет надежды, а чем больше лелеет надежды, тем больше любит, с радостью творит ь добро, безгранично и бесконечно, насколько это возможно ".

Известный немецкий педагог и деятель в области народной образование середины XIX века. Адольф. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, д добру, красоте"В каждом индивиде, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, который называется гуманностью, - это стремление к благородным общечеловеческих целей".

Выдающийся отечественный педагог. К. Д. Ушинский заложил теоретические основы национальной гуманной педагогики. Идеальный учитель, по его мнению, тонко чувствует душевное состояние своих учеников, видит в них личности те, которые достойны такого же уважения и признания своих прав, как и взрослые люди. Такой педагог стремится создавать взаимоотношения, при которых возникает возможность личностного влияния учителя, его ума, нравственности воли, характера на личность воспитанника.

Провозглашая уважение к личности ребенка, выдающийся русский педагог-просветитель второй половины. ХИХ - начала XX века. П. Ф. Каптерев считал необходимым признание свободы, самостоятельности и в одно время ответственности питомца за свои действия. Он писал:"Дети не ослы, навьюченные грузом обязанностей, а личности, которые, как и у взрослых личностей, обязанности идут наряду с правами. Поэтому к детям даже к малейшим, нужно относиться с осторожностью, осторожно, уважать в них человеческую личность и не нарушать их права".

Воспитание ради счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности. В. О. Сухомлинского. Первое задание учителя, считал он, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить ее на путь самобытно-творческого, интеллектуально-полнокровной труда. Распознать, выявить, раскрыть, воспитать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять высокий уровень расцвета человеческого достоинства".

Мастерство учителя в организации учебно-познавательной деятельности учителя.

Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах в общей и особенно в детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Одним из важных показателей мастерства является умение активизировать обучаемых, развивать их способности, самостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активации процесса обучения.

Задача учителя – найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания

и т. п., нельзя повторяться, нужно находить новые оригинальные способы.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей.

Это целенаправленный процесс.

Максимальная эффективность – когда цель воспитания становиться близка и понятна воспитаннику. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен.

Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика. Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: