Словесные методы обучения психологии

Методы обучения психологии

В педагогической практике под методами обучения понимают способы обучающей деятельности. В традиционном понимании методы обучения — это способы передачи учащимся знаний и умений, в современной трактовке это способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение последними знаний и умений. Методы реализуются в конкретных приемах, действиях, организационных формах.

Методы обучения классифицируются по источнику получения знаний и умений:

· 1) словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово);

· 2) наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

· 3) практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися).

Аудиовизуальные средства, телевидение, видеотехника, компьютеры, Интернет, новые технологии записи и хранения информации в виде баз данных — все это обогатило обучающие средства и методы обучения.

Выбор преподавателем тех или иных методов обучения зависит от многих факторов, в частности:

· 1) от целей образовательной программы;

· 2) особенностей содержания учебного материала;

· 3) времени, отведенного на изучение данного учебного материала;

· 4) уровня подготовленности студентов и учащихся;

· 5) материальной оснащенности учебного процесса.

Словесные методы обучения психологии

Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой, которые преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.

В зависимости от того, является ли воспринимаемая студентом речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют ему более успешно объяснить материал благодаря следующим факторам:

· использование неречевых средств (мимика, жестикуляция, интонирование речи, поза, пантомимика преподавателя);

· своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов);

·  активизация восприятия и понимания студентов.

Письменная речь лишена этих преимуществ.

В то же время устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста), поэтому студент быстрее может прочитать соответствующий раздел учебника, нежели прослушать его в пересказе преподавателя. В связи с этим информационная функция лекций в настоящее время теряет свое значение, поэтому для преподавателя нецелесообразно делать на ней основной акцент.

Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации, поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, следует давать студентам в виде печатных текстов (книг, учебников и учебных пособий, раздаточных материалов). Для того чтобы работа студентов и учащихся с печатными материалами была более эффективной, можно использовать ряд специальных приемов:

конспектирование — лаконичное изложение, краткая запись содержания прочитанного;

составление плана текста (простого или сложного);

составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста;

цитирование — написание дословных выдержек из текста;

аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитанного;

рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному материалу;

составление формально-логической модели — словесно- схематическое изображение прочитанного материала;

составление тематического тезауруса — упорядоченный комплекс базовых понятий по теме;

составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Словесные методы обучения разделяются также на монологические и диалогические.

Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Восприятие студентами монолога преподавателя вызывает у них определенные трудности, особенно в том случае, если лектор буквально воспроизводит письменный текст учебного пособия. Устная монологическая речь по своему построению отличается от письменной. Преподаватель должен учитывать эти различия. При подготовке лекции нужно не просто переписывать соответствующий материал из учебного пособия, книги, статьи, а дидактически перерабатывать его, приближая к стилистике и синтаксису устной речи.

Простое воспроизведение текста книги (или статьи) на слух воспринимается с трудом за счет длинных предложений и сложных оборотов речи. Группой немецких ученых было установлено, что более половины взрослых людей не в состоянии на слух запомнить предложения, насчитывающие более 13 слов. Если цепочка произносимых слов длится более шести секунд, слушатели теряют смысл фразы. Одна греть взрослых забывает начало фразы уже тогда, когда произносится не по счету слово. Длинные предложения — более 18 слов — способны понять и усвоить не более 15% аудитории. В связи с этим в процессе подготовки лекции необходима следующая переработка исходного текста книги:

· 1) сокращение длины предложений за счет опускания несущественных слов и фрагментов;

· 2) разделение сложных предложений на простые;

· 3) перестройка сложноподчиненных предложений таким образом, чтобы их структура стала простой и ясной и включала одно, максимум два придаточных предложения;

· 4) формулировка вопросов, которые будут заданы учащимся для стимуляции их мотивационной и познавательной активности;

· 5) замена терминов, которые могут вызвать трудности при понимании мысли преподавателя, на более простые слова, без потери научности.

Эти рекомендации имеют особое значение при формулировке определений понятий, которые часто отличаются слишком сложными синтаксическими конструкциями. Целесообразно давать определение понятия как перечень его характерных признаков.

Структура словесных методов обучения представлена на рис.1. [4]

Рис 1. Словесные методы обучения психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: