Познание через ощущения

Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.

Детям предлагается подумать, как разные животные и человек воспринимают окружающий мир. Педагог сообщает, что информацию об окружающем мы получаем с помощью зре­ния. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, т.е. попросту завязать глаза.

Дети должны исследовать участок местности с помо­щью различных органов чувств. Каждый ребенок выбирает се­бе место, которое он будет исследовать. Можно сесть под деревом, лечь на коврик, расстеленный на траве или устроить­ся на поваленном стволе - главное, чтобы ничто не мешало. Ко­гда дети устроятся поудобнее, они завязывают себе глаза и отдаются во власть своих ощущений: вслушиваются в звуки, вдыхают запахи и пробуют определить на ощупь, какие пред­меты окружают их. Далее детям дается задание - выразить свои впечатления в стихах, в коротких рассказах или в рисун­ках.

Вариантами этого упражнения могут быть "слепая про­гулка" (дети с завязанными глазами идут друг за другом, поло­жив руку на плечо впереди идущего) и "прогулка босиком". Ка­ждый из этих видов деятельности приносит новые ощущения, новую информацию.

Эффективность использования игр зависит от ряда дидак­тических условий:

1. Соответствие игры дидактическим целям занятия. Со­держание игр должно, прежде всего отражать учебный материал.

2.Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:

- уровень познавательной деятельности (от репродуктив­ного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностиче­скому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспери­ментальному исследованию);

- уровень коллективности (от индивидуальных игр к груп­повым и коллективным);

-   характер организации (от организации игры педагогом до самоорганизации).

3. Определение места дидактической игры в структуре за­нятия, времени и методики ее проведения.

4. Активная творческая позиция каждого участника в игре. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способно­сти.

5.  Доступность и привлекательность игры для детей. Ус­ловия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель -привлекательной для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного отве­та.

6. Эмоциональность игры. Немаловажную роль имеет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зави­сеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку не­сет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.

7. Подготовка педагога к руководству игровой деятельно­стью и обучению детей умению играть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: