Учение о познании (гносеология)
Основные понятия и типы гносеологии.
Виды познания.
3. Уровни познания.
Основные понятия и типы гносеологии:
В познании выделяют три структурных элемента:
S O
Субъект познания (S) – это носитель познавательной деятельности, тот, кто познает. В зависимости от конкретной познавательной ситуации, таким субъектом может выступать отдельный человек, коллектив (например, исследовательский институт или сообщество ученых), отдельный народ или человечество в целом. Объект познания (O) – то, на что направлено познавательное усилие субъекта, то, что познается. Часто под объектом понимают какую-либо часть окружающего мира, но это не точно.
Типы гносеологии:
1) гносеологический оптимизм
2) агностицизм
1) гносеологический оптимизм. Гносеологические оптимисты убеждены в продуктивном взаимодействии субъекта и объекта, и поэтому они обосновывают их подобие.
Например:
- в теории познания Платона субъектом выступает душа, объектом – особый мир духовных сущностей, идей;
|
|
- у Гегеля утверждается абсолютное тождество мышления и бытия, что означает, что субъект и объект суть единая духовная субстанция, и познание в данном случае выступает в виде самопознания;
- материалисты, напротив, усматривают единство субъекта и объекта в их общей материальной природе. Объект познания здесь – природа, материальный мир. Субъект – человек, «произведение природы», по выражению французского материалиста П. Гольбаха. Познание здесь понимается как отражение действительности.
2) агностицизм традиционно подразделяется на юмовский и кантовский типы.
- Д. Юм утверждал, что все наши знания проистекают из опыта, но в этом опыте мы имеем дело только с ощущениями, и кроме этих ощущений мы ничего знать не можем. Поскольку ощущение есть образ (ниже к этому вопросу мы еще обратимся), то субъект оказывается ограниченным миром образов и абсолютно ничего не может знать относительно мира объектов;
- И. Кант, в отличие от Юма, признавал наличие вещей вне человеческого сознания и считал их воздействие на человека причиной ощущений, но при этом утверждал априорность (то есть независимость от опыта) форм человеческого познания и делал вывод о непознаваемости вещей самих по себе («вещей в себе»).
В общем виде различия двух типов агностицизма сводятся к следующему: юмисты ограничиваются чувственным опытом и выражают скепсис по отношению к самому наличию объекта познания; кантианцы убеждены в его наличии, равно как и в его же непознаваемости.
Виды познания:
Обыденное Научное
|
|
Практическое Художестввенное
Уровни познания:
Чувственное познание - осуществляется при посредстве органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и т.п.); его формы: ощущение, восприятие и представление. Каждая из этих форм представляет собой субъективный образ объективного мира.
Чувственное познание
1) ощущение – это чувственный образ отдельной стороны или свойства объекта (например, ощущение красного цвета, резкого запаха и т. п.);
2) восприятие – это целостный образ объекта, непосредственно данный в живом созерцании на основе синтеза данных отдельных ощущений, в том числе с привлечением нескольких органов чувств;
3) представление – это чувственный образ, образуемый без непосредственного контакта с предметом познания. Представления связаны с работой памяти, с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе предыдущего чувственного опыта.
Рациональное познание - является опосредованным, оно нуждается для своего осуществления в особых посредниках, находящихся между мыслью и объектом (чувственные представления, язык, логическая культура и т.п.).