Сценарий, как драматургическая форма

 

    Драматургической основой культурно-досуговой программы является сценарий. Слово "сценарий" итальянского происхождения и первоначально означало "декорация". В современном понятии "сценарий" как драматическая форма появилась в связи с искусством кинематографии, а также рассматривается как сюжетная схема, на основе которой создаются массовые театрализованные зрелища, эстрадно-цирковые представления, культурно-досуговые программы и т.д.

    Сценарий культурно-досуговых программ в отличие от других видов драматургических произведений включает в себя и литературный, и режиссерский материалы. Однако в специальной литературе последних лет у многих авторов понятие "сценарий" не имеет четкого определения. Каждый из них обращает внимание на отдельные его стороны, утверждая, что сценарий это:

· подробная литературная разработка содержания массового мероприятия;

· способ фиксации единого действия представления во всем объеме выразительных средств;

· программа воспитательного воздействия;

· процесс планирования педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического воздействия на объект воспитания и многое другое. [5]

    Исходя из раскрытия разных сторон этого явления, можно дать ему следующее определение: Сценарий — это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как

поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие и т.д. Сценарий дополняется разнообразными источниками, жизненными фактами, документальными и художественными материалами. Однако даже самые интересные из них в первозданном виде "сыроваты". Каждый специалист должен практически овладеть основами драматургии культурно-досуговых программ. Основной формой драматургии культурно-досуговых программ является сценарий.

    А в основе драматургии предметной деятельности, то есть на занятиях в коллективах художественной самодеятельности или технического творчества (обучающих методиках), лежит сценарный план. И здесь все выразительные средства используются в соответствии с законами драматургии.

    Сценарий наряду с литературным текстом включает в себя и постановочную часть: сценографию, музыку, техническое оформление и т.д.

    Особенности разработки сценария зависят от его жанра, который многими определяется как угол зрения, под которым подается то или иное содержание, так как оно раскрывается по принципу условности. Границы жанра так же условны, как и сами жанры, но посетители принимают эту условность, если сценарист и режиссер не нарушают ее.

    Независимо от жанра программы в центре внимания сценариста должны быть учтены специфические особенности драматургии: действенность, конфликтность, сюжетность, композиционная целостность.

    Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Эти два понятия тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

    Идея — это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

    Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко с самого начала стараются подать зрителю идею в готовом виде. Но их творческая задача состоит в другом - пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

    Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием. [16]

    Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

    Композиция есть организация действия и соответствующее расположение материала. Она заслуживает специального рассмотрения.

    В сценарии нужно предусмотреть экспозицию, то есть ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

    Основное действие. Эта часть подчиняется следующим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми "мостиками" с предыдущим и последующим.

    Нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от

эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Не стоит сразу стремиться привлечь зал к массовому пению, каким-то другим коллективным действиям, потому что соучастие — это наивысший эмоциональный момент, к нему нужно психологически подготовиться.

    Законченность каждого отдельного эпизода. В миниатюре эпизод должен повторить весь сценарий, иметь все составные моменты, законченную композицию. Действие необходимо обязательно довести до кульминации, в которой наиболее концентрированно выражается идея драматургического замысла.

    Финал — весьма важная часть композиции, он несет в себе особую смысловую нагрузку, так как является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

    В практике различают три вида сценария, это:

1) оригинальные, авторские сценарии, которые содержат принципиально новые творческие решения, не повторяют по форме и содержанию уже известные образцы;

2) некоторые сценарии имеют характер компиляции, монтажную организацию многообразия средств использования известных готовых сюжетов;

3) смешанный вид, где сочетаются авторские идеи с компилятивными фрагментами: это разработка монологов и диалогов ведущих; оригинальные приемы активизации аудитории, интересный сюжетный ход и т.д. [17]

    Сутью любого сценария является наличие действия, так как оно есть основа драматургии, но его нельзя рассматривать лишь как физические поступки действующих лиц или их перемещение по площадке. Под действием следует понимать целенаправленную работу сценариста для

достижения поставленной цели через подробную разработку сюжета программы, в котором существует несколько способов построения действия:

· последовательно-хронологический, где действие развивается по мере совершения события: от завязки до финала;

· ретроспективный, когда финальное событие сценария является его завязкой, в которой зарождаются предпосылки к действию. Например, праздник Дня Победы: звучат марши, чествуют ветеранов, на экране хроникальные кадры окончания войны, возвращение солдат с фронта и т.д., а затем начинаются воспоминания ветеранов о "военных дорогах" и мирной жизни сегодня;

· с перерывом основного действия, поскольку в драматургическом произведении действие состоит из событий-эпизодов, то иногда основное событие нуждается в эпизодах-мостиках или эпизодах-штрихах. Они служат для дополнительного раскрытия ситуации, характера героя или программы в целом;

· параллельный (или одновременный), особенно используется в праздничных программах, где сюжет распадается на несколько действий на разных площадках, но все они объединены единой темой и ее образным отображением.

    Если действие — это основа сценария, то вторым его компонентом является конфликт, так как именно он свидетельствует об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать. Но некоторые КДП особенно развлекательного характера, не имеют ярко выраженной драматической борьбы и при этом не теряют свою привлекательность и художественную значимость. И все таки без наличия конфликта невозможно сделать сценарий полноценным, а образы яркими, запоминающимися, взятыми как бы из

жизни. Отсюда и разновидность конфликтов:

- прямой, явный, когда он получает разрешение на наших глазах (особенно в конкурсных, игровых, спортивных программах);

- скрытый или подразумевающийся, когда столкновение и борьба уже произошли и только с помощью исходного материала мы можем восстановить и показать его. Например, на творческой встрече с интересным человеком, показ его жизненных коллизий будет более ярким, если отобранный документальный материал острее покажет его столкновения с действительностью, преодоление себя и трудных ситуаций; [14]

- особое место в КДП занимает конфликт как бы «размытый», используемый особенно в развлекательных, художественно зрелищных программах («Аншлаг», «Юморина», «Капустник») и др.

    С понятием «конфликт» тесно связанно и понятие «сюжет», который является композиционной основой сценария. Как уже говорилось раньше, «сюжет — это сумма событий (элементов), связанных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме темы программы».

    События, который раскрывает автор, должны обеспечивать динамично развитие действия через эпизоды, быть связанными переходными мостиками (музыкальными, словами ведущих, персонажей, видео материалом, играми и т.д.). Вместе с тем, в сюжетной организации действия сценария может быть использовано и бессюжетное, то есть дивертисментная его организация. В этом случае организующим звеном становится не сюжетный ход, а всего лишь тема программы, в соответствии с которой и подбираются выразительные средства.

    Построение сюжета и развитие действия по нарастающей требуют особенного приема его ведения. В практике создания сценария его называют

драматургическим, режиссёрским, сценарным, сюжетным и т.д. Но поскольку драматург и режиссер очень часто выступают в одном лице, то чаще всего его называют сценарно-режиссерским ходом, цементирующим действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Например, это действие в условиях полета «Мне сверху видно все» сюжета сказки «В некотором царстве...», эстафеты, репортажи, ярмарка, «Если б камни могли говорить», путешествия и др.

    Автор книги «Драматургия и режиссура зрелища» И.Б. Шубина предлагает три вида образно-смысловых хода:

· условно-знаковый;

· музыкально-образный;

· образно-игровой

    Именно в сценарно-режиссерском ходе находит свое зарождение конфликт, завязка основного действия, раскрытие авторской идеи. Художественное раскрытие идеи может также выражаться символами – звуком метронома, звоном хатынских колоколов, музыкальными произведениями, персонифицированными образами: "Родина-Мать", "Песняр", "Белорусочка" и др.

    Важной особенностью сценария КДП является вовлечение участников мероприятия в действие, потому что активизация аудитории одна из отличительных его особенностей. К приемам активизации могут относиться:

1) художественные — это коллективное исполнение песен, танцев, речёвок, мелодекламаций и т. д;

2) игровые — конкурсы, ролевые игры, игры-драматизации и т.д.;

3) режиссёрские — коллективные выходы, шествия, рапорты,

церемониальные действия, оригинальные мизансцены и др;

4) журналистские — опросы присутствующих, интервью, беседы, диалоги «свободный микрофон» и др.

    Вовлечение аудитории в коллективную деятельность связано с созданием коллективного восприятия, коллективного внимания, коллективного интереса и активности. В зависимости от жанра программы, его идейно тематического замысла и аудитории, отбираются те или иные приемы активизации.

Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Культурно-досуговая программа, организованная и проведённая по сценарию, производит впечатление ясного и завершённого целого.

    Активное участие аудитории в КДП зависит от многих факторов: от актуальности темы, узнаваемости реальных событий и фактов, от использования местного материала, рассказа о людях конкретного коллектива, об их судьбах, об их проблемах, тем более что основной герой сценария – это сам зритель.

    Совершенствование культурно-досуговой деятельности во многом зависит от умения и способностей сценаристов разрабатывать и реализовывать сценарии различных культурно-досуговых программ. Создание сценария — это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. [7]

    Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного

построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности. А драматургическая концепция в культурно-досуговой программе предопределяется исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме. С точки зрения драматургии, досуговая программа — результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
    Драматургическая основа культурно-досуговой программы создается такими эмоционально-выразительными средствами, как живое слово, музыка, кино, поэзия, пантомима, хореография и др. Задача композиционного построения сценария состоит в том, чтобы соединить все эти элементы в единое целое, придать будущей программе логичность, стройность, целостность. От того, насколько данные элементы будут гармонировать между собой, взаимодействовать в сюжетной конструкции, соподчиняться и дополнять друг друга, зависит эмоциональное и эстетическое восприятие ее зрительской аудиторией.

    В процессе работы над драматургией культурно-досуговой программы сценарист сталкивается с различными видами творческой деятельности, которые могут быть успешно им реализованы лишь в том случае, если он опирается на прочный фундамент знаний закономерностей творческого процесса. Для этого, в первую очередь, необходимо знание теоретических основ таких творческих явлений как сущность, структура, особенности

художественного мышления и художественного вкуса, формы, средства, методы их формирования, законов композиционного построения драматургического произведения — функциональное размещение в нем экспозиции, завязки, основного развития действия, кульминации, развязки и окончания.

    Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что драматургия, безусловно, оказывает влияние на человеческое восприятие. Человечество не может ограничивать себя только одним каким-либо способом познания, ибо объективный мир бесконечно богат и многообразен и может быть до конца познан только всесторонним его исследованием. Человек имеет два основных вида мышления: логическое и образное. В организаторской деятельности специалисты учреждений культуры пользуются логическим видом мышления для принятия решений, а в методической — образным. В технологии культурно-досуговой деятельности следует развивать оба вида мышления. Рассматривая драматургическую основу культурно-досуговых программ, следует подчеркнуть, она имеет свою уникальную специфику, несет в себе воспитательную, культуро-творческую, коммуникативную и другие функции и помогает личности гармонично развиваться. Процесс драматургии является уникальным источником, несущим в себе информацию о культурных ценностях, и служит основой для осуществления социально-культурной деятельности.

 


Список литературы

1. Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. - М.: МГУК, 2003.

2. Аль Д.М. Основы драматургии/ Д.М. Аль– М., 1991.

3. Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. - М.: МГУК, 1994.

4. Вершовский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений: Учебное пособие. М., ЛГИК, 1981.

5. Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства. - Орел: ОГИИК, 2005.

6. Гагин В. Выразительные средства клубной работы / В. Гагин -- М.: Советская Россия. - 1983. 7. Генкин Д.М., Конович А.А. Сценарное мастерство культпросветработника. - М.: Сов.Россия, 1984.

8. Гончарова Н.П. «Социально-культурная деятельность учреждений клубного типа, Москва-Тверь, 2004.

9. Горюнова И.Э. Проблемы аудиовизуального синтеза в творческих продуктах мультимедиа (на примере современных массовых зрелищ). 2009.- с.259

10. Григорьев А.И. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 2007.

11. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой, 1999.

11. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности тамбов ТГУ им. Державина 2002

12. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (Взаимодействие людей в жизни и на сцене). - М.: Искусство, 1972.

13. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. —

М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. — 288 с.

13. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М., 1989.

13. Жарков А.Д. и Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.

14. Ковакин Л.Д. Классические основы режиссуры. Краснодар, 2001.

15. Козловская Л.И., Бирюкова Т.М. Культурно – досуговая программа в работе с подростками // 2010. № 6. – С. 31 – 31.

16. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. - М.: ВНМЦТН и КПР им. Крупской, 1989.

17. Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004.

17. Марков О. И. Методика создания сценария клубного театрализованного представления. - Барнаул, 1985.

18. Махов В.Д. Социальные нормы, философские обоснования общей теории — 1985 — С 176 28

19. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: Словарь справочник. / В.Е. Новаторов. Омск: Алт. гос. ин-т культуры. Омский филиал, 1992.

20. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности. – М.: МГУКИ, 2004.

21. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. / Э.В. Соколов. Л.: Лениздат, 1987.

22. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. — М., 1979.

23. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978.

24. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. - М.:

Просвещение, 1994.

Электронные ресурсы

1. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sostavlenie-dosugovoy-programmi

2. https://studopedia.ru

3. https://allrefrs.ru

4. https://investments.academic.ru

5. https://lektsia.com

6. https://www.bibliofond.ru

7.https://www.maam.ru


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: