Философское учение о бытии. Типы бытия

«Бытие» - неоднозначная категория в истории философии. Если у Парменида «бытие - это то, что есть», у Платона - «бытие есть соучастие идей», а у Аристотеля - «бытие есть присутствие», то Кант в бытии усматривал полагание, а Гегель -абсолютную идею. Для Хайдеггера «бытие имеет место и время». Он считал, что «бытие должно по своему собственному существу определяться из себя самого, самим собой, а не сообразно тому, как мы его схватываем и воспринимаем». Таким образом, понятие «бытие» рассматривается философией в двух ипостасях: как вечно материально существующее реальное или как идеальное начало всего. Материалисты бытие обычно называют реальным существованием, а идеальное - его сущностью. Первое находится в пространственно-временном состоянии, а второе - в духовном полете человеческой мысли. У идеалистов все наоборот. Со временем философская проблема бытия стала ключевой в познании мира и его объяснении. Философская наука, специально изучающая феномен бытия, получила название «онтология» (греч. ontos - сущее и logos - учение).

Категория «бытие» изначально несет в себе самоопределение: оно - то, что есть или способно быть (в отношении живого - жить). На этой основе современной философией дается общая характеристика бытия: все существующее - это и Вселенная, к которой все мы принадлежим, и наша Галактика, или Млечный путь, и Солнечная система, и 3емля, и все, что есть на ней. Осознание бытия Вселенной, многообразных вещей и явлений в окружающем мире, их космической природы, понимание места и роли общества в жизни человека является первой предпосылкой формирования бытийной картины Мироздания. Таким образом, бытие - это вся наличная объективная реальность, «схваченная» человеческой мыслью. К. Маркс наряду с миром природного бытия рассматривал еще и общественное бытие как некий надприродный, надындивидуальный феномен, представляющий собой материальную жизнь общества.

А вот Э. Гуссерль, не подвергая в принципе сомнению существование материального бытия, считал, что предметом философии является именно бытие сознания. Оно не может быть механическим отражением и тем более осознанием предметов, явлений природы, как утверждают материалисты, а является ничем иным как бытием осознанности мира.Сознание есть бытийствующая реальность, как, собственно, и материя. Бытие природы приобретает смысл, будучи «включенным» в реальное живое сознание. В концепции М. Хайдеггера ставится вопрос не об осмыслении бытия, а о смысле самого бытия. «Вопрос о смысле бытия должен быть поставлен, - настаивал Хайдеггер. - Если он фундаментальный вопрос, тем более главный, то нуждается в адекватной прозрачности». Создавая онтологию как учение о бытии в соответствии с учением феноменологии Гуссерля, Хайдеггер представил бытие человека через рассмотрение смысла его жизненного существования.

Содержание категории «бытие» соприкасается в основном с содержанием категории «субстанция» (лат. substantia - сущность, лежащее в основе) - неизменной первоосновы существования мира.

Воображение человека поражает многообразие предметов и явлений, процессов и свойств, связей и отношений в мире. Но это количественное и качественное многообразие в мире природы диалектически взаимосвязано таким образом, что образует некую единую, предельно общую структурную систему бытия. В ней нет различия между формами проявления, кроме одного - принципиального различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Из такого представления о бытии вытекает философская идея о его диалектическом единстве, интерпретация которого зависит от мировоззренческого решения проблемы субстанции. А субстанция понимается, как уже отмечалось выше, как начало или первопричина существования абсолютно всех многообразных взаимодействий внутри самого бытия. Субстанциональный подход в понимании бытия - это стремление свести все изменчивое и многообразное в мире к одному основанию - его единству.

Изучая и осмысливая содержательную суть важнейшей философской категории «бытие», надо проследить саму историческую эволюцию ее зарождения и развития. Первенство в разработке категории «бытие» и провозглашении идеи о единстве мира принадлежит Пармениду из Элеи. Он, высказав мысль о неизменной сущности бытия мира, обратил внимание на то, что она доступна постижению, но только разумом. Таким образом «бытие» стало абстрактной субстанцией понимания мира. Вместо материальных субстанций милетцев типа воды, воздуха, огня Гераклита (т.е. чувственно представляемого первоначала), и вместо пифагорейских арифметически и геометрически понимаемых сущностей Парменид и другие элеаты указывали на единую и всеобщую субстанцию - бытие мира, которую можно только мыслить. «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует, - утверждал Парменид. - Ибо ведь без бытия, в котором ее выражение, мысль тебе не найти». Абсолютно все, что ушло уже в прошлое, не перестает фактически бытийствовать. Бытие есть то, что не возникает, а значит, и не исчезает, так как, помимо него, больше ничего в мире нет.

В дальнейшем значительно углубил понимание бытия Платон из Афин. Он называл бытием все, что присуще сущему, а именно его дух и материю. Тем самым Платон разделил бытие на мир идей и мир вещей. При этом он подчеркивал, чтоистинным бытием обладают якобы все объективно существующие вечные, неизменные и совершенные идеи. Бытие вещей - это только подражание вечным идеям. Философ указывал и на бытие понятий, которые как бы автономно, самостоятельно существуют, но только в человеческом сознании. Таким образом, он первым определил бытие, которое вбирает в себя практически все сущее: духовность и материальность. Ученик Платона Аристотель понятие «бытие» приблизил к осознанию единичных предметов и явлений природы. Единичное бытие частей мира существует само по себе, считал он и называл его субстанцией, а весь целостный мир - совокупностью субстанций.

В осмыслении самого факта бытия принимали участие практически все ведающиеся философы и ученые мира. Так, И. Кант, Г. Гегель, Ф. Энгельс рассматривали понятие «бытие», отталкиваясь от факта существования мира и всего, что в нем есть. Кант в связи с этим писал: «бытие не есть реальный предикат, иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи... Оно есть только полагание вещи или некоторых определений само по себе». Такую же примерно мысль высказывал и Гегель: «Когда мы говорим: «Эта роза есть красная» или «Эта картина прекрасна», мы этим утверждаем, что не мы извне заставили розу быть красной или картину быть прекрасной, но что это составляет собственные определения этих предметов». Энгельс также отмечал, что бытие предметов «не только не может придать им никаких иных, общих или не общих, свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства».

Все эти высказывания очень разных философов говорят о том, что бытие существует объективно, само по себе, а его постижение людьми субъективно, но жизненно необходимо для понимания мира и его саморазвития.

Теперь сосредоточим внимание на диалектических различиях между основными формами бытия - диалектических в том смысле, что не будут упущены из виду всеобщие связи бытия, взаимосвязи между этими формами.

Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:

1.бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2.бытие человека, которое (условно) подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бытие;

3.бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное;

4.бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: