Рекомендуемая литература

               Налетов И. З. Философия. Учебное пособие

Горелов А. А. Основы философии

Гуревич П.С. Основы философии

Тема: «Русская философия XIX- XX веков»

Краткий курс лекций

Развитие Ф. в России началось с принятием христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская Ф. достигла своего развития. У ее истоков стоит П.Я.Чаадаев (1794- 1856). Основная проблема, волновавшая Чаадаева,- грядущие судьбы России в аспекте возможностей развития духовности народов и человечества в целом (он считал, что народы — такие же духовно-нравственные существа, как и отдельные личности). Основа духовности — в христианстве, позволяющем преодолеть \»нашу ветхую природу\» и осуществить идеал человека. В духовности, полагал Чаадаев, \»сливаются в одну все души и нравственные силы мира\», что и дает в итоге \»осуществленный нравственный закон\»; в истоках это — Кант и Шеллинг. С этих позиций крайне резко, подчас несправедливо критикует прошлое и настоящее России, говорит о ее колоссальном отставании от Запада, сомневается в ее будущем. \»Мы,- резюмирует он в своем \»Философическом письме\»,- живем лишь в самом ограниченном настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя\» (Чаадаев П.Я. Соч., -М., 1989, с. 19). Причина — в \»религиозной отделённости\» России, приведшей к изоляции от культуры Запада, в \»домашнем\» характере православия и в том, что христианская духовность коснулась России лишь в малой степени, она остается языческой, остающейся во власти \»материальных\» целей. Иное — Запад с его католичеством как объединяющей и \»политизированной\» силой.

Эта позиция подчеркнутого европоцентризма была встречена русской общественностью негативно, а Николай I объявил Чаадаева \»сумасшедшим\». Позже, в \»Апологии сумасшедшего\» (1837) философ скорректировал эту позицию, усмотрев в оторванности России от европейской цивилизации \»благо\», позволяющее ей быстрее овладеть достижениями Запада, но избежать ее пороков.  

В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

 

Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопоставляемое индивидуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать.

Продолжая традиции славянофилов, но также привлекая и другие источники, Ф. М. Достоевский (1821-1881) сосредоточивается на дальнейшей позитивной разработке проблемы духовно-нравственной свободы человека как одной из принципиальных основ концепции гуманизма. Он не приемлет то причинное объяснение поведения людей, которое давалось в рамках \»антропологического принципа\». Оно, по Достоевскому, фактически отрицает свободу воли человека и тем самым снимает вопрос о его личной ответственности за содеянное, поскольку \»виноватыми\» сказываются лишь сами условия жизни. Возражение достаточно серьезное, оно вскрывает уязвимые места указанного учения, сводящиеся к его недиалектичности (напомним: хотя Чернышевский, опираясь на Гегеля, стремился быть диалектиком и не раз блестяще демонстрировал это, в целом его материализм остался метафизическим). Не учитывается, говоря современным языком, диалектика внешней и внутренней детерминации человеческого поведения. С позитивной же стороны Достоевский, как и другие русские религиозные мыслители, эту проблему в итоге решал так: человек — существо прежде всего духовное, воля его свободна, и если в душе его есть Бог, он не совершит \»дурного\» поступка, какими бы ни были внешние обстоятельства. Соответственно и единственно верный путь улучшения общества — непрерывное нравственное самосовершенствование каждого его члена, а не путь \»внешнего устроения жизни\» (т. е. сначала изменяются условия жизни людей, а потом и они сами), предлагавшийся революционными демократами.

Рассуждая в русле этих идей, Достоевский подчеркивает, что зло коренится в самом человеке и покончить с ним можно лишь \»внутренним путем\» преодоления его в себе. Сложнейшая и драматичнейшая диалектика добра и зла в человеческой душе, условия победы в ней \»ангельских\» начал над началами \»дьявольскими\» — ядро концепции \»человека в человеке\», созданной этим мыслителем.

 

Исходный пункт концепции — понимание свободы как последней, предельной сущности человека, его основной и главной характеристики, показатель его независимости от природы. Хотя, поясняет Достоевский, человек включен в \»сеть\» природы и подчинен ее законам, он сам определяет свое поведение в диапазоне добра и зла, и в этом смысле свободен.

Т. е. свобода понимается как этическая категория, а человек как существо нравственное.

В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской Ф. характерен гносеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской Ф. обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея космизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.

 

Федоров развивал Ф. доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей.

 

Особенности Р Ф: 1) гносеологич реализм(уверенность в существован объективного мира) 2)Представление о Богоизбранности России. 3) Стремление к общечеловеческим началам в философии и соц мысли.

 

4)Ориентация на постижение не только истины, но и правды. 5)Утопичность и поиск социального идеала

 

6)идейное противоборствие западников и славянофилов

 

7)связь с искуством 8)космизм 9)разноликость и связь с мировыми традициями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: