Основные составляющие процесса слушания

Слушание это активный процесс, в ходе которого вы:

· получаете информацию от говорящего;

· демонстрируете говорящему степень своей вовлеченности, участия, заинтересованности и тем самым;

· мотивируете собеседника к продолжению общения или, напротив, его прекращению.

Рассмотрим подробнее то, какие операции выполняет человек, реализуя слушание как самостоятельное коммуникативное действие.

Исследователи предлагают выделять в качестве важнейших следующие компоненты слушания [Adler & oth., 2004, р.147-149; Wood, 2004, p. 156]: восприятие звука, концентрацию внимания, понимание, запоминание и отклик. Как видим, в слушании задействованы физиологическая, когнитивная, коммуникативная активность индивида.

Восприятие звука — физиологический аспект слушания. Это процесс неизбирательного воздействия звуковой волны на ухо. В то же время это фундаментальный момент слушания. Он может быть ослаблен физиологическими проблемами, фоновым шумом, усталостью, временным притуплением восприятия в результате монотонного звука или его громкости.

Концентрация внимания — процесс психологический, одна из составляющих процесса отбора информации, способность сосредоточиться на текущем моменте, на том, что происходит здесь и сейчас, на попытке понять, что этот человек сообщает нам, не подменяя его идеи, суждения или чувства нашими собственными. Если бы пришлось внимать каждому звуку, который мы слышим, можно было бы сойти с ума, поэтому участники коммуникации отфильтровывают одни сообщения и фокусируют внимание на других. Потребности, желания, интересы, физическое и эмоциональное самочувствие определяют то, на что мы обратим внимание. Однако внимание к сообщению, даже подлинное, еще не гарантирует того, что мы понимаем говорящего.

Понимание — мыслительный процесс, способность постичь содержание и значение сообщения. Достижение слушателем понимания сообщения возможно при следующих условиях:

1) знание синтаксических и грамматических правил языка;

2) обладание фоновым знанием о сценариях ситуативного поведения. Например, в ситуации дружеского общения знание источника сообщения позволяет определить, является ли оскорбительное замечание приятеля шуткой или агрессивным выпадом;

3) коммуникативная и — шире — социальная компетентность слушателя.

Фоновое знание — знание индивидами социальных реалий, моделей схем и правил ситуативного поведения, которое явно не проговаривается и молчаливо подразумевается в качестве естественного, всем известного. Воспринимается в качестве общей для партнеров предпосылки их общения, определяя оценки и интерпретации высказываний или поведения взаимодействующих индивидов.

Способность запомнить информацию зависит от ряда факторов, в частности от того, сколько раз мы слышали данную информацию, как много информации уже хранится в нашей памяти, будет ли эта информация использоваться нами позже или нет. Давние исследования слушания выявили, что люди запоминают лишь половину от того, что они только что услышали, даже если старательно слушали. И ладно, если бы эта половина сохранялась в памяти, но это не так. В течение двух месяцев половина от этой половины забывается, приводя к тому, что мы запоминаем лишь 25% исходного сообщения. Причем эта утрата происходит даже не в два месяца: люди начинают забывать сразу (в течение 8 часов 50% запомнившейся информации сокращается до 35%). В то же время высокий уровень забывчивости не столь угнетающ, как может показаться. Хотя большинство людей вспоминают очень мало деталей своих разговоров, они сохраняют общее впечатление о говорящем, особенно если это касается отношений с близкими и важными людьми. Чем выше интенсивность, интимность, доверие и привязанность, тем больше внимания мы уделяем тому, что говорят значимые другие. Тем самым высокая запоминаемость оказывается одной из характеристик сердечных межличностных отношений [Adler et al., 2004, p. 149].

Отклик. Рассмотренные выше составляющие слушания относятся к психофизиологической активности индивида. Завершающий этап слушания предполагает отклик на сообщение, то есть собственно коммуникативное действие, связанное с предоставлением наблюдаемой обратной связи говорящему. В следующей главе будут подробно рассмотрены необходимые навыки, которыми должен владеть умелый слушатель. Здесь же обратим внимание на то, что диапазон слушательских откликов в процессе межличностной коммуникации чрезвычайно широк и зависит как от ситуативной целесообразности, так и от коммуникативных навыков и умений слушателя.

Слушание — это сложноорганизованная деятельность, включающая физиологическую, когнитивную, коммуникативную активность человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: