Права, обязанности и ответственность сторон по договору франчайзинга

Обязанности правообладателя (ст. 910³):

1) Передать пользователю техническую и коммерческую документацию и иную информацию, необходимую ему для осуществления предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.

2) Выдать пользователю предусмотренные договором франчайзинга лицензии на право использования объектов интеллектуальной собственности, обеспечив их оформление в установленном порядке;

3) Если в договоре не предусмотрено иное, правообладатель обязан оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников (обучение маркетингу, технологии производства и ремонта товара, обучение порядку осуществления предпринимательской деятельности и т.п.).

Это объясняется тем, что переданные по договору объекты исключительных прав, как правило, непрерывно совершенствуются. Правообладатель здесь выступает как профессионал, следовательно, пользователь заинтересован в его знаниях;

3) Если в договоре не предусмотрено иное, контролировать качество (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.

Суть данной обязанности заключается в том, что правообладатель, передавшей по договору франчайзинга для использования объекты исключительных прав, заинтересован в том, чтобы они поддерживались на данном уровне (качественное обслуживание, выпуск качественных товаров и т.д.). В конечном счете, это может отражаться на репутации правообладателя.

Обязанности пользователя (ст. 910-4 ГК):

1) Использовать при осуществлении предусмотренной договором франчайзинга деятельности фирменное наименование правообладателя указанным в этом договоре образом.

Он не только не вправе использовать не оговоренные в договоре объекты, но и при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг руководствоваться теми указаниями, которые определены договором;

2) Обеспечить соответствие качества товаров (работ, услуг) производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основе договора франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем.

3) Соблюдать инструкции и выполнять указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав, как он используется правообладателем, в том числе выполнять указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору франчайзинга исключительных прав.

4) Оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар, заказывая выполнение работ, оказание услуг непосредственно у правообладателя.

5) Не разглашать полученную от правообладателя нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау).

6) Выдавать оговоренное количество комплексных предпринимательских сублицензий, если такая обязанность предусмотрена в самом договоре.

7) Информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг на основании договора франчайзинга.

Договором франчайзинга может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему лицензионного комплекса (комплексная предпринимательская сублицензия) (ст. 910²).

Ст. 9105. Ограничения прав сторон по договору франчайзинга

Договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон посредством указания на:

1) обязательство правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории;

2) обязательство пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав;

3) отказ пользователя от получения по договорам франчайзинга аналогичных исключительных прав у конкурентов (потенциальных конкурентов) правообладателя;

4) обязательство пользователя согласовывать с правообладателем место расположения помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору франчайзинга исключительных прав, а также их внешнее и внутреннее оформление.

Ограничения прав сторон по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Ответственность сторон:

Что касается ответственности сторон по договору франчайзинга, то следует отметить, что правообладатель и пользователь несут ответственность как друг перед другом, так и перед третьими лицами по договорам, заключенным с ними.

Ответственность правообладателя и пользователя друг перед другом устанавливается договором франчайзинга и поступает в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых ими на себя обязанностей.

Говоря об ответственности сторон договора франчайзинга перед третьими лицами, необходимо отметить следующее. Пользователь также как и правообладатель, является самостоятельным субъектом гражданских правоотношений и совершает сделки с третьими лицами от собственного имени. Однако следует отметить, что правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем (п. 1 ст. 910-6 ГК).

По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем (п. 2 ст. 910-6 ГК).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: