СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………… 3
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1. Конспект лекций. …………………………………………………8
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1. Тематика вопросы и литература к практическим занятиям…....57
3.2. Лабораторные занятия (тематика и содержание)………………..65
3.3. Задание для управляемой самостоятельной работы студентов...66.
4. РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
4.1. Вопросы к самопроверке знаний по темам………………………. 67
4.2. Вопросы к экзамену………………………………………………….69
5. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
5.1. Учебно-методическая карта учебной дисциплины………………71
5.2. Основная литература…………………………………………… …73
5.3. Дополнительная литература……………………………………….76
5.4. Методическое приложение: суть и назначение
инновационных деловых игр…………………………………… …78
5.5. Хрестоматийный материал………………………………………….88
1. Пояснительная записка
Инновационный менеджмент вообще и в культуре, в частности, представляет собой фактически непрекращающийся процесс подготовки условий для генерации новшеств исходно ка идей и тенденций с последующей их реализацией и осуществлением. Таким образом, в результате этого процесса появляется достаточно заметное и знаковое изменения в гуманитарной сфере – культурная инновация.
|
|
Для максимального эффекта инновационного процесса в культуре принципиальное значение имеет наличие компетентных специалистов, осуществляющих грамотное управление этим процессом. Или инновационных менеджеров в культуре. Это достаточно новая отрасль менеджмента в современном его понимании, что обусловливает обеспечение ее специальными теоретико-методическими разработками и специальными учебно-образовательными дисциплинами. Одной из таких учебных дисциплин и призван стать «Информационный менеджмент в культуре».
Даная учебная дисциплина разработана и включена в учебную программу, в ответ на вызов современной мировоззренческой парадигмы и рыночной экономики, для которых характерна творческая конкуренция во всех сферах деятельности человека, в том числе и в культуре, в сфере культуры, что обусловливает важность подготовки специалистов - менеджеров, способных эффективно управлять инновационным процессом.
В учебную дисциплину «Инновационный менеджмент в сфере культуры» включены разнообразные информационные и аналитические материалы, представляющие современные социокультурные концепции развития общей теории менеджмента, получившие широкое применение во всех сферах управленческой деятельности. Особое внимание уделяется специфическому инструментарию, приемам и технологиям, которые выработаны разносторонней практикой арт-менеджмента с учетом специфики этого направления управленческой деятельности. А также их соответствию требованиям Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь.
|
|
Инновационное развитие страны предусматривает актуальные требования к содержанию, организации, формам и методам обучения специалистов управленческой сферы. Инновационный (стратегический) менеджмент – новая область управленческой отрасли, интенсивное формирование которой началось в к. ХХ – нач. ХХI вв. Инновационный менеджмент в сфере социально культурной деятельности – новый предмет в системе подготовки кадров для сферы культуры. Освоение его составляющих – важная часть подготовки специалистов социально культурной сферы нового поколения.
Цель учебной дисциплины – формирование у будущих специалистов социально- культурной сферы управленческой компетенции, обеспечивающей эффективную инновационную деятельность в сфере культуры.
Задачи настоящей учебной дисциплины – изучение и освоение:
– направлений инновационного развития в культуре и в организациях социально-культурной деятельности;
– принципы и модели анализа и принятия управленческих решений как важнейшего элемента деятельности менеджера в инновационном процессе;
– закономерностей, определяющих профессионализм менеджера в решении инновационных задач;
– плодотворных форм деловой коммуникации, стиля руководства и этики менеджера;
– актуальных интерактивных технологий инновационного менеджмента в культуре и в сфере культуры.
– нормативно-правовой базы и ресурсов инновационного развития в Республике Беларусь;
Изучение учебной дисциплины должно обеспечить формирование у студентов следующих академических компетенций:
– АК-1. Уметь использовать базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.
– АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.
– АК-3. Владеть исследовательскими навыками.
– АК-4. Уметь работать самостоятельо.
– АК-5. Быть способным выдвигать новые идеи я ідэі (владеть креативностью).
– АК-6. Владеть междисциплинарными подходами к разрешению проблем.
ПК-3. Реализовывать общегосударственые, региональые, и ведомственные программы и проекты в области кльтуры и искусства.
ПК-8. Получать новые заия, используя современые ифомационные техологии.
ПК-9. Оценивать состояния, тенденции и перспективы развития сфеы культуры и искусства.
ПК-10. Прогнозировать, плаировать, и огаизовывать инновационо-методическую и художественно-творческую деятельность в сфере культуры и искусства.
По завершению изучения дисциплины «Инновационный менеджмент в культуре» студент должен знать:
– цели и задачи инновационного менеджмента в культуре и в сфере культуры, а также различать две эти инновационные деятельности;
– принципы создания инновационного климата в творческом коллективе;
– природу и причины возникновения инновационных конфликтов и пути их оптимального разрешения.
– эффективные модели анализа и принятия управленческих инновационных решений в сфере культуры;
– технологии решения инновационных задач в современных условиях;
– менеджмент проекта как комплексной формы презентации инновационного продукта в сфере культуры.
– главные положения нормативно-правовой базы инновационного развития в Республике Беларусь;
– основные направления инновационного развития в организациях социально- культурной сферы;
Студент должен уметь:
- формулировать цель и определять задачи инновационной деятельности.
– ориентироваться в актуальных изменениях в инновационном менеджменте в культуре и сфере культуры.
|
|
– выбирать наиболее продуктивные инновационные приемы и средства в развитии национальной культуры;
– целенаправленно и оперативно применять различные приемы и методы приема инновационных решений.
– целенаправленно и эффективно выбирать и использовать технологии решения инновационных задач в культуре;
– осуществлять разработку и менеджмент проекта как комплексной формы презентации инновационного продукта в сфере культуры;
– овладеть инновационными методами плодотворной профессиональной коммуникации и самосовершенствования.
Владеть навыками:
– постановки четких и достижимых инновационных целей;
– использования технологий внутренней мотивации в достижении успешных результатов инновационной деятельности;
– применения прогрессивных технических средств принятия инновационных решений;
Овладение учебной дисциплиной «Инновационный менеджмент в культуре» служит актуальным комплементарным компонентом системного образования и подготовки специалистов – менеджеров социально-культурной сферы.
В ходе преподавания дисциплины используется современные образовательные технологии и техника, содействующие развитию креативного и критического мышления: гипотетическое проектирование, инновационные деловые игры, «мозговой штурм».
Учебным планом на изучение учебной дисциплины «Инновационный менеджмент в культуре» всего предусмотрено 166 часов, из их 62 часа – аудиторные занятия. Примерное распределение аудиторных часов по видам занятий: 24 часа – лекции, 22 часа – практические занятия, 4 часа – лабораторные занятия.
Оценка и оперативная оценка знаний студентов осуществляется поэтапно, включая выполнение практических заданий, опрос, дискуссионное обсуждение и другие формы контроля по конкретным темам учебной дисциплины.
Рекомендуемая форма контроля знаний – экзамен.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ.
Конспект лекций.
Тема 1.Инновации в культуре и в сфере культуры: сущность, специфика и актуальность управления ими.Инновации — стратегический фактор и тенденция новейшей истории. Общекультурные реалии и тенденции и их влияния состояние культуры. Массовая культураиинновационный менеджмент.
|
|