Реформа системы управления страной

Среди петровских преобразований центральное место зани­мали реформы государственного управления. Царь разделял высказанную запад­ноевропейскими философами идею о том, что государство яв­ляется результатом «общественного договора» и служит «обще­му благу». Средством достижения этого «блага» Петр считал строгую регламентацию жизни подданных с помощью «пра­вильных» законов и государственного аппарата (чиновников).

Однако Петр I действовал методом проб и ошибок. Первые шаги по устройству городского самоуправления и губерний, Сената и фискальной (контрольной) службы были направлены на то, чтобы под­чинить всю жизнь страны задачам войны и выколачивать из насе­ления налоги и повинности. Лишь примерно с 1717 г. начинаетсяболее планомерное строительство государственного аппарата с ис­пользованием опыта Швеции, Германии, Франции и других стран.

В результате Петру I удалось создать довольно стройный ап­парат центральных органов власти. Во главе государства стоял император. Его власть была неограниченной, самодержавной. Он держал в своих руках управление армией, государственным аппаратом и финансами.

Высшим законодательным, судебным и распорядительным органом был Сенат, созданный в 1711 г. Сенаторы назначались царем из числа наиболее опытных и преданных ему чиновни­ков. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-проку­рор — «око государево и сердце всего государства». Он должен был надзирать за исполнением законов и деятельностью всех

государственных органов.

С 1717 г. по шведскому образцу начала создаваться система центральных органов власти — коллегий.Каждая коллегия имела строго определенную сферу деятельности, штат чинов­ников и регламент, определявший порядок работы. Петр I со­ставил «Генеральный регламент», определявший правила дея­тельности всех коллегий. Во главе коллегии стоял президент из опытных русских чиновников, а его заместителем, как пра­вило, был иностранец. Решения принимались большинством голосов членов коллегии.

Всего коллегий было 11.

1. Военная коллегия ведала «всеми воинскими делами»;

2.  Ад­миралтейская — флотом и кораблестроением;

3.  Коллегия иност­ранных дел — вопросами внешней политики.

 Три коллегии за­нимались финансами.

4. Каммер-коллегия – сбором налогов;

5. Штатс-коллегия - распределением расхо­дов;

6. Ревизион-коллегия — контролем за использованием денег;

7.  Юстиц-коллегия ве­дала судом и сыском, но судебные функции имели и другие кол­легии;

8. Коммерц-коллегия определяла правила внешней торгов­ли;

9. Берг-коллегия управляла горной промышленностью;

10. Ма­нуфактур-коллегия — другими отраслями промышленности.

11. Вотчинная коллегия регулировала поместное землевладение и разбирала земельные тяжбы.

Городами управлял Главный магистрат. Политическим сыс­ком ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия.

Управление Русской православной церковью также было рефор­мировано. Петр I отменил патриаршество и учредил в 1721 г. Ду­ховную коллегию, или Святейший Синод. В него входили высшие  церковные иерархи, а управлялся он светским чиновником — обер-прокурором. Таким образом, Церковь была поставлена под государ­ственный контроль. Печальную известность получил указ Петра I, обязывавший священников доносить властям обо всех противоза­конных намерениях, узнанных во время исповеди.

В 1708 — 1710 гг. началось реформирование местного управ­ления. Были учреждены 8 губерний (Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Петер­бургская, Сибирская) во главе с губернаторами, назначаемыми царем. Сначала главной заботой губернаторов было снабжение всем необходимым полков, прикрепленных к губерниям. Но затем в их руках сосредоточились все рычаги местного управ­ления. Огромные губернии были позже разделены на провин­ции и уезды. На местах были созданы органы управления и суды, подчиненные губернатору и коллегиям.

За период реформ количество чиновников увеличилось вдвое. Был создан мощный слой бюрократии — чиновни­ков, поставленных в зависимость от монарха и вышесто­ящих начальников, со строго определенными обязанно­стями, с фиксированным жалованьем.

Но, несмотря на жесточайший контроль и поощрение доно­сов, царю не удалось избавить государственное управление от злоупотреблений.  Самоуправство, воровство, взяточничество были распространены повсеместно.

 

Итоги Петровских реформ. В период Петровских реформ в России начался переход от традиционного аграрного общества к обществу меняющемуся, стремящемуся к обновлению, эко­номическому и социальному прогрессу.

B стране началась модернизация, выразившаяся в создании крупной промышленности, во введении европейских форм жизни, в усовершенствовании государственного аппарата. Российская модернизация имела целый ряд особенностей.

Она совершалась в форме европеизации, ибо Западная Европа раньше встала на этот путь и была избрана в качестве примера. Но процесс этот имел в основе не столько общественную ини­циативу, сколько политическую волю монарха. Модернизация-ев­ропеизация проводилась насильственными методами. Предпри­нимательские элементы, которые были своеобразными «дрож­жами» европейской модернизации, в России были очень сла­быми. Обновление было частичным. Оно почти не затронуло многомиллионное крестьянство. Крепостничество было глав­ным сдерживающим фактором.

Современники воспринимали модернизацию России, энер­гично начатую Петром I, как коренной перелом в жизни стра­ны. Царя называли творцом новой России, новой нации. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: