Среди петровских преобразований центральное место занимали реформы государственного управления. Царь разделял высказанную западноевропейскими философами идею о том, что государство является результатом «общественного договора» и служит «общему благу». Средством достижения этого «блага» Петр считал строгую регламентацию жизни подданных с помощью «правильных» законов и государственного аппарата (чиновников).
Однако Петр I действовал методом проб и ошибок. Первые шаги по устройству городского самоуправления и губерний, Сената и фискальной (контрольной) службы были направлены на то, чтобы подчинить всю жизнь страны задачам войны и выколачивать из населения налоги и повинности. Лишь примерно с 1717 г. начинаетсяболее планомерное строительство государственного аппарата с использованием опыта Швеции, Германии, Франции и других стран.
В результате Петру I удалось создать довольно стройный аппарат центральных органов власти. Во главе государства стоял император. Его власть была неограниченной, самодержавной. Он держал в своих руках управление армией, государственным аппаратом и финансами.
|
|
Высшим законодательным, судебным и распорядительным органом был Сенат, созданный в 1711 г. Сенаторы назначались царем из числа наиболее опытных и преданных ему чиновников. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор — «око государево и сердце всего государства». Он должен был надзирать за исполнением законов и деятельностью всех
государственных органов.
С 1717 г. по шведскому образцу начала создаваться система центральных органов власти — коллегий.Каждая коллегия имела строго определенную сферу деятельности, штат чиновников и регламент, определявший порядок работы. Петр I составил «Генеральный регламент», определявший правила деятельности всех коллегий. Во главе коллегии стоял президент из опытных русских чиновников, а его заместителем, как правило, был иностранец. Решения принимались большинством голосов членов коллегии.
Всего коллегий было 11.
1. Военная коллегия ведала «всеми воинскими делами»;
2. Адмиралтейская — флотом и кораблестроением;
3. Коллегия иностранных дел — вопросами внешней политики.
Три коллегии занимались финансами.
4. Каммер-коллегия – сбором налогов;
5. Штатс-коллегия - распределением расходов;
6. Ревизион-коллегия — контролем за использованием денег;
7. Юстиц-коллегия ведала судом и сыском, но судебные функции имели и другие коллегии;
8. Коммерц-коллегия определяла правила внешней торговли;
9. Берг-коллегия управляла горной промышленностью;
10. Мануфактур-коллегия — другими отраслями промышленности.
|
|
11. Вотчинная коллегия регулировала поместное землевладение и разбирала земельные тяжбы.
Городами управлял Главный магистрат. Политическим сыском ведал Преображенский приказ, а затем Тайная канцелярия.
Управление Русской православной церковью также было реформировано. Петр I отменил патриаршество и учредил в 1721 г. Духовную коллегию, или Святейший Синод. В него входили высшие церковные иерархи, а управлялся он светским чиновником — обер-прокурором. Таким образом, Церковь была поставлена под государственный контроль. Печальную известность получил указ Петра I, обязывавший священников доносить властям обо всех противозаконных намерениях, узнанных во время исповеди.
В 1708 — 1710 гг. началось реформирование местного управления. Были учреждены 8 губерний (Московская, Смоленская, Киевская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Петербургская, Сибирская) во главе с губернаторами, назначаемыми царем. Сначала главной заботой губернаторов было снабжение всем необходимым полков, прикрепленных к губерниям. Но затем в их руках сосредоточились все рычаги местного управления. Огромные губернии были позже разделены на провинции и уезды. На местах были созданы органы управления и суды, подчиненные губернатору и коллегиям.
За период реформ количество чиновников увеличилось вдвое. Был создан мощный слой бюрократии — чиновников, поставленных в зависимость от монарха и вышестоящих начальников, со строго определенными обязанностями, с фиксированным жалованьем.
Но, несмотря на жесточайший контроль и поощрение доносов, царю не удалось избавить государственное управление от злоупотреблений. Самоуправство, воровство, взяточничество были распространены повсеместно.
Итоги Петровских реформ. В период Петровских реформ в России начался переход от традиционного аграрного общества к обществу меняющемуся, стремящемуся к обновлению, экономическому и социальному прогрессу.
B стране началась модернизация, выразившаяся в создании крупной промышленности, во введении европейских форм жизни, в усовершенствовании государственного аппарата. Российская модернизация имела целый ряд особенностей.
Она совершалась в форме европеизации, ибо Западная Европа раньше встала на этот путь и была избрана в качестве примера. Но процесс этот имел в основе не столько общественную инициативу, сколько политическую волю монарха. Модернизация-европеизация проводилась насильственными методами. Предпринимательские элементы, которые были своеобразными «дрожжами» европейской модернизации, в России были очень слабыми. Обновление было частичным. Оно почти не затронуло многомиллионное крестьянство. Крепостничество было главным сдерживающим фактором.
Современники воспринимали модернизацию России, энергично начатую Петром I, как коренной перелом в жизни страны. Царя называли творцом новой России, новой нации.