Духовная жизнь в период «оттепели»

Период борьбы за власть между преемниками И.В. Сталина, начинающиеся с разоблачения культа личности, первые реабилитации, затронувшие тех деятелей искусства и науки, которые стали жертвами репрессий, вызвали бурный отклик у творческой интеллигенции. В 1954 г. была опубликована повесть И.Г. Эренбурга «Оттепель». Её название стало символом наступившей эпохи. В 1955 г. начал выходить журнал «Иностранная литература», открывавший советским людям реальности жизни в других странах.

С разоблачением преступлений сталинизма в отечественной литературе появились произведения, авторы которых писали о закрытых до сих пор для общества проблемах. С одобрения Н.С. Хрущёва публиковали работы, связанные с трагедией людей, ставших жертвами сталинских репрессий. Так, А.И. Солженицыну, бывшему офицеру Красной армии, прошедшему лагеря, удалось опубликовать повесть «Один день Ивана Денисовича», которая произвела сильное впечатление на советское общество.

Огромную роль в осмыслении пройденного страной пути, трагедии сталинизма сыграл журнал «Новый мир» в годы, когда его главным редактором был А.Т. Твардовский. На его страницах печатались произведения, принёсшие всенародную известность Ф.А. Абрамову, Ч.Т. Айтматову, В.И. Белову, В.В. Быкову, С.П. Залыгину, Ф.А. Искандеру, В.М. Шукшину и другим замечательным советским писателям.

Многие ранее принятые запреты на издание художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, на исполнение музыкальных произведений были отменены. Общественности открылся доступ к творениям выдающихся композиторов —Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева и др. В печати стали появляться стихи А.А. Ахматовой, С.А. Есенина и М.И. Цветаевой.

В 1956 г. в Москве открылся театр «Современник» под руководством актёра и режиссёра О.Н. Ефремова. Репертуар театра составляли пьесы, в которых ставились актуальные проблемы тех лет. Спектакли отличались демократизмом и высоким нравственным пафосом.

В 1957 г. в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые в страну, закрытую для свободного въезда и выезда граждан, приехали тысячи молодых посланцев разных стран. В том же году в Москве открылась персональная выставка работ испанского художника П. Пикассо.

Отступление от «оттепели»

Упрочив свою власть благодаря «оттепели» и поддержке интеллигенции, Н.С. Хрущёв взял курс на ужесточение партийного контроля над состоянием духовной жизни страны. В практику вошли регулярные встречи первых лиц партии и государства с писателями и художниками, на которых им указывалось, какие явления общественной жизни и как следует представлять обществу. Те, кто не укладывался в установленные рамки, подвергались осуждению. Писателей и поэтов Е.А. Евтушенко, В.П. Некрасова, К.Г. Паустовского и др. постоянно распекали в печати за идеологическую невыдержанность их творчества.

Широкий резонанс приобрело «дело» B.Л. Пастернака. Творчество этого писателя было отмечено в 1958 г. Нобелевской премией. Между тем роман «Доктор Живаго», в котором Пастернак раскрыл отношение русской интеллигенции к революции, Гражданской войне и реалиям советского общества, жёстко критиковался властями. В СССР «Доктор Живаго» распространялся в машинописных копиях и был опубликован лишь в 1989 г.

Возобновились гонения на Православную Церковь. Уверенный, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», Н.С. Хрущёв считал её неуместным рудиментом прошлого. С 1959 по 1964 г. было закрыто большинство монастырей, из 8 духовных семинарий — 5. Тех граждан, кто посещал храм, могли уволить с работы или исключить из учебных заведений.

Перед творческой интеллигенцией, особенно после принятия XXII съездом партии (1961) новой Программы КПСС, власти выдвигали задачу воспитания «нового человека». Определённую поддержку в этой связи получил относительно новый для советского общества жанр научной фантастики. Миллионы людей зачитывались такими произведениями, как «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» И.А. Ефремова и «Внуки Марса» А.П. Казанцева.

Резкое неприятие руководителей КПСС вызвали молодые художники с их поиском иных путей восприятия мира, новых форм его выражения, их отходом от рамок официального искусства и метода социалистического реализма. Художники О.Я. Рабин, Д.М. Краснопевцев, В.Н. Немухин, А.Т. Зверев, Э.М. Белютин и др. обращались к методам абстрактного искусства, искали пути проявления собственной творческой индивидуальности.

Посещение партийными руководителями юбилейной выставки Московского отделения Союза художников (декабрь 1962 г.) закончилось разгромом в печати приверженцев абстрактного искусства. В результате часть этих художников ушла в «подполье», и поэтому их творчество стали именовать советским андеграундом. Они представляли неофициальное искусство.

Начались нападки и на некоторых кинорежиссёров. Так, в 1962-1963 гг. Н.С. Хрущёв на встречах с деятелями культуры и искусства обрушился с жёсткой критикой на режиссёра М.М. Хуциева за обращение к проблеме конфликта поколений в фильме «Застава Ильича». Критиковал Хрущёв поэтов Е.А. Евтушенко и А.А. Вознесенского, обвинив их в формализме и иных «грехах».

Тем не менее возродить атмосферу сталинизма было уже невозможно. Творческая интеллигенция не желала отказываться от атмосферы духовной свободы и открытого обсуждения проблем развития общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: