Цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы (2500-2000 гг. до н.э.)

Раскопки Джона Маршалла в Пенджабе в 1920-х годах в Мохэнджо-Даро и Хараппе позволили ему и его последователям утверждать, что это была высокоразвитая цивилизация (Индская или Хараппская), которая существовала в 2500-2000 гг. до н.э. и стала основой для развития индуизма

Переселение арийских племён

В середине II тысячелетия до н.э. в русле великого переселения народов на полуостров Индостан на территорию Индии пришли племена ариев, которые были близки к древним иранцам (или с территории Кавказа и Поволжья), которые по разным данным покоряли или ассимилировали местное население, принадлежавшее к дравидийской этноязыковой группе, а также и наследников Хараппской цивилизации

Ведийский период (XV-XIII-VI вв. до н/э)

Арии принесли с собой земледелие (река Ганг) и вели войны, в которых захватывали пленных

Новый общинный строй изменил социальное устройство, появилась социальная стратификация (варно-кастовая система)

Варно-кастовая система

Принесённые религиозно-культурные традиции привели к тому, что большую роль стала играть этническая принадлежность, так как политической системы ещё не было, стремление сохранить этническую идентичность только путём политики этнической стерильности, что привело к формированию варно-кастовой системы

4 варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры

Веды

Ключевой религиозно-культурно памятник этого периода - Веды. Тексты Вед, прежде всего Ригведы, близки к священному тексту древнеиранской Авесты. Создатели Ригведы и Авесты назвали себя ариями (благородный). Ригведа как сборник гимнов форсировалась на протяжении многих поколений. Письменные тексты стали известны в нашу эру. Классическая грамматика Вед санскрит была составлена ученым Панини в V веке до н/э. Однако в индийской истории почти нет летописных хроник, записей истерических событий и документов

Брахманизм, буддизм, джаянизм

Брахманизм, находящийся на верхушке варно-кастовой системы, стал главной формой раннего индуизма. Но его закрепление привело к выхолащиванию сути религиозных функций в индийском обществе (обрядовые формальности). Брахманизм был религией для избранных и не мог удовлетворять растущие социальные потребности ассимилирующихся этносов в рамках арийского общества. Поэтому в первой половине и середине I тысячелетия до н/э наступил упадок брахманизма

В Индии происходила своеобразная реформация в виде возникновения новых религиозно-философских концепций - буддизма и джаянизма

Махаджанапады

К середине I тысячелетия до н/э Индия представляла из себя территорию с 16 сильными государствами и конфедерациями мелких княжеств на периферии

Основный буддийские сочинения описывали наиболее сильное государство Магадха, столицей которого в середине V века до н/э стал город Паталипутра

Протоимперия Нанда (424-321 гг. до н/э)

На основе Магадхи появилась первая протоимперия, объединившая все государства долины Ганга. Нанда долгое время успешно воевала с соседями, имея огромную армию

В отличие от предписанного ведийского кодекса чести Нанда свергали династии в завоёванных государствах и облагали население налогом (не ради славы, а ради централизации власти и денежных ресурсов)

Империя Александра Македонского

В 327-325 годах до н/э Александр завоевал части северо-западной Индии

Чандрагупта попросил Александра свергнуть Нанда, но Александр отказал. Чандрагупта сумел найти поддержку у других людей и разбил династию Нанда в 321 году

Он основал новую династию Маурьев

Династия Маурьев (317-180 гг. до н.э.)

После смерти Александра в 323 году до н/э началась борьба между последователями за индийские земли, военачальник-сатрап Индии не смог удержать территории, которые достались Чандрагупте. Наивысшего расцвета государство достигло при Ашоке (268-231 гг. до н/э). Ашока способствовал распространению буддизма для объединения населения империи

Империя Гуптов (320-550)

Империя Маурьев распалась на отдельные части, началась феодальная раздробленность. В IV веке возрождается государство Магадха. Новый правитель возвёл свою династию к основателям Маурьев. В 320 году Чандрагупта I (царь царей) основал империю Гуптов

Расцвет империи пришёлся на рубеж IV-V веков в правление Чандрагупты II. В его правление случился расцвет науки, искусства и литературы. Гупты покровительствовали всем религиям, но особенно индуизму

Эволюция варно-кастовой системы

Людям начали жаловать земли за службу. Земли дарить можно было не только монарху, но частным лицам. Земли стали собственностью определённой группы лиц, которые составляли социальную верхушку. Люди, населявшие эту землю, становились крестьянами, работающими на нового владельца земли

Появляется новая сословная градация в рамках варн - касты (джаты). Каждая каста не была общеиндийской - охватывала определёную группу лиц, проживающую на определённой территории и занимающуюся определённым видом деятельности. Сначала касты возникали в городах, как объединения ремесленников или торговцев, затем кастовая система стала проникать в деревни. Варны - культурная классификация, касты - более мобильные и реальные группы. У каст были главы объединения, существовали системы взаимопомощи, были жёстко закреплённые нормы. Касты имелись во всех 4 варнах, в основном они касались 3 и 4 варны

Были образованы касты вне варновой системы

Империя Харши

С середины VI века началось ослабление империи Гуптов - у неё не было хорошей централизации. Прямое управление было только в центральном регионе. Империя Гуптов столкнулась с белыми гуннами, которые в рамках очередного переселения народов совершали набеги. Начинается очередной период раздробленности - начало эпохи средневековья

Часть бывшей империи Гуптов покорилась новым завоевателям, основавшим на севере Индии империю Харши. Были объединены территории в районе Ганга, на северо-западе и востоке, в центральной Индии было поражение, после чего повторных попыток не было. После смерти Харши империя распалась, так как не было централизации и хорошего управления

Раджпутский период

После смерти Харши и до мусульманского завоевания был раджпутский период. Раджпутры, скорее всего, были потомками гурджаров (эфталитов). Они называли себя сыновьями Раджи

В VIII веке выделилось две династии раджпутов - Палов и Гурджара-Пратихаров. Династия Палов правила в Бенгалии (750-1150)

Пратихары были самым могущественным раджпутским кланом и правили в Раджастхане и Мальве, со временем они распались на несколько ветвей династии и несколько государств и воевали с другими кланами за контроль в Центральной Индии. В середине IX века Пратихары одержали победу в Центральной Индии

В раджпутский период происходил рост феодальных владений, вместе с феодалами укрепляли власть и религиозные учреждения. Именно поэтому в данный период индуизм смог взять верх на буддизмом

Газневиды и Гуриды

В X веке ведущие раджпутский династии пришли в упадок, дробление на независимые княжества усилилось, что привело к тому, что Северная Индия стала подвергаться постоянным набегам афганско-тюркской династии

Сами Газневиды были атакованых турками-сельджуками и опасность ушла. Позже территория Газневидами была объединена Гуридами, которые смогли захватить северо-запад Индии. В 1206 году Мухаммед Гури объвил себя султаном Индии и перенёс столицу в Дели

Делийский султанат (1206-1526)

Так было основано новое государство - Делийский султанат. Фактически произошло оформление господствах мусульманских военачальников. Ислам суннитского толка, официальный язык - персидский

Индия оказалась втянута в орбиту мусульманского мира

Длительное сосуществование привело к взаимному проникновению индуизма и ислама

Исламские воины, которые служили султану, получали условные владения на землю (икта). Такой воин получал название иктадар

Во главе управления были персы (наиболее грамотные), произошло перераспределение индийских земель, которые ранее принадлежали индуистским храмам, индийские князья должны были подчиниться мусульманам (периферия). При этом происходила трансформация управления в княжествах с новыми принципами землепользования. Князья, по сути, тоже становились иктадарами

Позже в Индии происходила борьба за власть и сменялись династии: Гулямы, Хилджи, Туглакиды

Войска султанов совершали завоевательные походы в Центральную и Южную Индию. Реформы, предусматривающие централизацию и рост налогов, приводило к восстаниям. Кровавые методы расправы с оппонентами и многочисленные интриги привели к непопулярности Делийского султаната среди вассалов и индийского населения

Вторжение Тамерлана

Переломными моментом стало вторжение из Афганистана в Северную Индию Тамерлана в 1398 году. Тамерлан вошёл в Индию, разбил армию Махмуда, подверг разграблению Дели и приказал казнить около 100 000 пленных. Последний султан Махмуд Туглак бежал в Гуджарат. Однако в 1399 году Тамерлан вернулся в Среднюю Азию. Несмотря на это династия Туглакидов пресеклась уже в 1414 году

Лекция 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: