Максимальный балл (по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 14

Тема урока: Филосовские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана

1. Прочтите содержание предложенного материала.

2. Выпишите в тетрадь по музыке «Турангалила-симфония» О. Мессиана-это…

...Таинство,
Лучи света в ночи,
Отражение радости,
Птицы безмолвия...

О. Мессиан

Обращение к вечным темам искусства, идеям Божественного присутствия, космоса, Вселенной мы находим в творчестве выдающегося французского композитора ХХ века – Оливье Мессиана. Композитор-эрудит (эрудит – человек, обладающий начитанностью, глубокими познаниями в какой-нибудь области науки), композитор-философ (философ – здесь: мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения), Мессиан воплощал в своих произведениях глубокие и значительные концепции (концепция – система взглядов на что-нибудь).

Так, идея Бога – в религиозном, философском, этическом значениях – неизменно присутствует в большинстве его сочинений. «Я имею счастливую судьбу быть католиком, я родился верующим… и священные тексты поражали меня уже в раннем детстве. Некоторое число моих сочинений направлено к высокому свету теологических (теология – церковное учение о Боге) истин… Это наиболее благородная область моей деятельности, наиболее сильная, единственная, о которой я, возможно, не буду сожалеть даже в час своей кончины», говорил композитор.

Его называли: сын Франции и всего мира. Оливье Мессиан - один из самых ярких, универсальных и своеобразных музыкантов ХХ века. Современникам казалось, что творческий путь Мессиана был спокоен и тих, ведь всю жизнь он был верен двум занятиям - музыке и орнитологии, а историки музыки нередко сравнивают его с Бахом. Будучи примерным католиком, значительную часть своей жизни он проработал церковным органистом, написавшим немало произведений духовного содержания.

Оливье Мессиан - композитор, который придумал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, при этом сам уверял, что не придумал ничего нового.

Человек огромной культуры, энциклопедических знаний, он был известен также как большой знаток культуры Древнего Востока, в частности Индии, Древней Греции, а также европейского Средневековья.

Ещё одна тема отражает увлечение Мессианом неевропейскими культурами. Мир древних цивилизаций Азии, Африки, Южной Америки с их своеобразной и глубокой философией определил искания композитора на протяжении ряда лет.

Среди вершинных произведений неевропейской направленности стала «Турангалила-симфония», написанная Мессианом после изучения древнеиндийского ритмического трактата. «В те годы я не понимал санскрита (санскрит – литературный язык Древней Индии) … Мой друг индиец перевёл эти тексты, что позволило мне узнать заключённые в каждом индийском ритме космические и религиозные символы».

Название симфонии – Турангалила – имеет древнее происхождение. Туранга – в переводе с санскрита – это бегущее время (бегущее как галоп коня); движение и ритм. Лила – есть игра творения, игра жизни и смерти. Кроме этого, лила означает любовь. В одновременности турангалила воплощает такие смыслы, как песнь любви, гимн радости, времени, движению, ритму, жизни и смерти.

Грандиозный смысл философской концепции Мессиан воплощает в десяти-частном симфоническом цикле, длящемся около полутора часов. Основу музыкального сюжета составляют экзотические мотивы, идеи вселенской («сверхчеловеческой», по определению композитора) радости, состояния нирваны (нирвана – в мистическом учении буддистов: состояние полного покоя, блаженства, состояние, понимаемое как освобождение от жизненных забот), темы любви.

Очевидно, что столь масштабное содержание потребовало особой организации. Так, драматургия произведения складывается вокруг двух итоговых кульминационных центров, какими являются V и Х части (их названия – «Ликование звёзд» и Финал).

«Ликование звёзд» (№ 5) – ярчайшая часть симфонии, которая вызывает в восприятии слушателя не только звуковые, но и очевидные зрительные образы. Мы наблюдаем космическую игру Вселенной, в которой вся живая и неживая природа участвует в едином грандиозном действе.

Разительный контраст привносит звучание шестой части. Стремительное время, буквально несущееся в предшествующей кульминационной части, здесь как бы останавливается. Динамика становится статикой, действие – состоянием. Происходит погружение в атмосферу полного покоя, неги, райского наслаждения, точно выраженного в названии фрагмента «Сад сна любви».

Огромная роль в создании музыкального образа отводится ритму. Композитор претворяет особенности древнеиндийской ритмики с её стремлением к свободной импровизационности. Во многом это достигается благодаря своеобразной игре длительностей. Они то увеличиваются, то уменьшаются, в результате чего ритмическое движение музыки непрерывно изменяется.

Такое нескончаемое ритмическое варьирование при повторности музыкальных тем рождает эффект длящегося состояния, прямо отражающего образный замысел композитора.




Вопросы и задания: (устно)

Перейти по ссылкам: посмотреть и послушать.

1. Какие особенности творчества О. Мессиана свидетельствуют о его философской направленности? https://www.youtube.com/watch?v=GTPUidpTIiQ

2. Какие идеи и смыслы претворяются в «Турангалиле-симфонии» О. Мессиана?

3. Послушайте фрагменты из «Турангалилы-симфонии». https://www.youtube.com/watch?v=S4bupt5XJtw  

 

4. Выполнить письменно в тетради и прислать на проверку.

Тест по музыке. 8 класс

Максимальный балл - 46

Часть

Максимальный балл (по 1 баллу за каждый правильный ответ) - 14

1. Как называется высокий женский голос? (1 балл)

а) сопрано

б) альт

в) тенор

г) баритон

 

2. К какой группе инструментов относятся литавры? (1 балл)

а) ударные

б) струнные

в) духовые

г) клавишные

 

3. Вокализ – это… (1 балл)

а) песня североафриканских негров

б) низкий мужской голос

в) партия хора

г) песня без слов, исполняемая голосом или инструментом

 

4. Как называется вступление к опере? (1 балл)

а) увертюра

б) кантата

в) фуга

г) рапсодия

 

5. Камерная музыка – это... (1 балл)

а) симфоническая музыка

б) музыка для небольшого помещения, исполняемая малой группой

в) музыка для солиста и оркестра

г) музыка для хора и оркестра

 

6. Кому посвятил «Лунную сонату» Л.В.Бетховен? (1 балл)

а) Д.Санд

б) А.Керн

в) Д. Гвиччарди

г) А.Карениной

 

7. Приём «пиццикато» - это игра на струнных... (1 балл)

       а) с помощью смычка

       б) с помощью щипка

       в) с помощью стука

 

8. Полифония – это… (1 балл)

       а) многоголосие

       б) музыкальный инструмент

       в) сольный номер в опере

 

9. Русский композитор, создавший оперу «Снегурочка» (1 балл)

       а) П.И. Чайковский

       б) М.И.Глинка

       в) Н.А. Римский-Корсаков.

 

10. Степень громкости в музыке называется… (1 балл)

       а) акцент

       б) динамика

       в) регистр

 

11. Автор балета: «Ромео и Джульетта»  (1 балл)

       а) С.С.Прокофьев

       б) И.Ф.Стравинский

       в) А.И.Хачатурян

 

12. Выберите термин, который обозначает противоположные по настроению части произведения (1 балл)

       а) композиция

       б) кульминация

       в) контраст

 

13. Песня главного героя оперы… (1 балл)

       а) романс

       б) соло

       в) ария

 

14. Продолжите фразу: «Инструментальная пьеса живого, шутливого характера – это…

 (1 балл)

       а) скерцо

       б) менуэт

       в) этюд

 

 

Часть


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: