Межкультурные конфликты

Ни одна культура, ни одно общество не являются гомогенными (однородными) по своему составу. Чаще всего они представляют собой мозаику различных этнических культур и субкультур. При этом для каждой из них характерны свои нормы и правила обще­ния, ценностные ориентации, мировосприятие. В силу этого со­циокультурного многообразия люди неизбежно вступают в проти­воречия и конфликты друг с другом.

Главной причиной межкультурных конфликтов служат куль­турные различия между народами, которые могут принимать фор­му противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой до­вольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

Выделяют несколько видов меж­культурных конфликтов:

ü между различными этническими группами и их культурами (например, между армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами и т.д.);

ü между религиозными группами, представителями различных религий (например, между католиками и протестантами в Се­верной Ирландии, православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в мусульманстве);

ü между поколениями и носителями разных субкультур;

ü между традициями и новациями в культуре;

ü между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Таким образом, диапазон причин возникновения межкультур­ных конфликтов (как и конфликтов вообще) предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по ком­муникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. Согласно теории позитивного конфликта, конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дис­функциональный характер.

Существует множество определений понятий «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несов­падения интересов. Отметим те аспекты конфликта, которые, на наш взгляд, непосредственно связаны с проблемой межкультурного обще­ния. Исходя из этого конфликт будет рассматриваться не как столкно­вение или конкуренция культур, а как нарушение коммуникации.

Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий, которые развиваются из имеющихся обстоя­тельств: положение вещей - возникновение проблемы - конфликт. Возникновение конфликта вовсе не означает прекращения отно­шений между коммуникантами; за этим скорее стоит возможность отхода от имеющейся модели коммуникации, а дальнейшее разви­тие отношений возможно как в позитивном направлении, так и в негативном.

Процесс перехода конфликтной ситуации в конфликт не имеет исчерпывающего объяснения в специальной литературе. Так, П. Куконков полагает, что переход от конфликтной ситуации к собственно конфликту идет через осознание противоречия сами­ми субъектами отношений, т.е. конфликт выступает как «осознан­ное противоречие». Из этого вытекает важный вывод: носителями конфликтов выступают сами социальные акторы. Только в том случае, когда вы сами для себя определяете ситуацию как конфликтную, можно го­ворить о наличии конфликтной коммуникации.

Согласно К. Делхес, существуют три основные причины комму­никационных конфликтов — личные особенности коммуникантов, социальные отношения (межличностные отношения) и организаци­онные отношения.

К личностным причинам относят ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкую способность или готовность к адаптации, подавленную злость, несговорчивость, карьеризм, жажду власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызыва­ют конфликты.

К социальным причинам возникновения конфликтов относят сильно выраженное соперничество, недостаточное признание спо­собностей, недостаточную поддержку или готовность к компромис­сам, противоречащие цели и средства для их достижения.

К организационным причинам относят перегрузку работой, не­точные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубо­кие изменения или переструктуризацию укоренившихся позиций и ролей.

Возникновение конфликтов наиболее вероятно среди людей, которые находятся между собой в достаточно зависимых отношени­ях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем вероятнее возникновение конфликтов; поэтому частота контактов с другим человеком повы­шает возможность возникновения конфликтной ситуации в отно­шениях с ним. Это верно и для формальных, и для неформальных отношений. Таким образом, в межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступают не только культур­ные различия. За этим часто стоят вопросы власти или статуса, со­циальное расслоение, конфликт поколений и т.д.

В ситуации межкультурной напряженности или конфликта на­блюдается чрезмерное акцентирование различий между противо­борствующими сторонами, которое может принимать форму проти­вопоставления собственной этнической группы другой группе.

Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов, и было бы ошибкой считать, что в основе любого конфликта между предста­вителями различных культур лежит незнание культурных особен­ностей партнера по коммуникации. Поэтому не стоит питать иллюзий относительно того, что одно лишь знание культурных раз­личий является ключом к разрешению межкультурных конфлик­тов, однако всегда следует учитывать, что возможное нарушение коммуникации может быть вызвано неверными атрибуциями коммуникантов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: