Практическая ситуация № 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

К практической работе

По дисциплине «Менеджмент»

Тема: Решение ситуационных задач по выходу из заданной конфликтной ситуации

Цель: Обобщить теоретические знания в области сущности конфликтов. Рассмотреть причины возникновения конфликтов и методы их разрешения. Практически применить полученные знания.

 

Ход работы

Ознакомьтесь с предложенными практическими ситуациями по теме и письменно ответьте на вопросы по каждой из них. Сделайте вывод о проделанной работе.

 

Практическая ситуация № 1

Английский специалист по конфликтам Р. Брамсон составил классификацию инициаторов конфликтов. Он выделяет пять ти­пов инициаторов конфликтов: агрессивные, «жалобщики», «нере­шительные», «тревожные личности», «всезнайки».

I. Агрессивные — подразделяются натри вида: «танки», «снай­перы», «взрывники».

1. «Танки» — наиболее явно выраженный тип агрессивных личностей. Для них характерны самоуверенность, громкий голос, невнимание к окружающим. Они абсолютно уверены в своей компетенции и прекрасном знании интересов и мнений коллег, Они особенно не любят агрессивных реакций со стороны тех, с кем общаются. С ними трудно, но можно ладить. Для этого нуж­но смотреть им прямо в глаза, называть по имени и фамилии, а при высказывании несогласия чаще употреблять такие выраже­ния, как «по моему мнению», «на мой взгляд» и т.п. Для того что­бы добиться в споре с ними каких-либо успехов, нужно дать им возможность «выпустить пар», после этого они нередко становят­ся даже «ручными».

2. «Снайперы» — действуют иначе, преимущественно испод­тишка. Они ехидничают, отпускают в адрес людей всякие колко­сти, остроты и тем самым сеют недоверие между членами груп­пы, дезорганизуют коллективные действия. Наиболее эффектив­ное оружие против «снайперов» — прямая атака. Для того чтобы нейтрализовать «снайпера», нужно потребовать от него подроб­но объяснить замечание или остроту, а затем непременно попро­сить дать конструктивное предложение. Обычно после этого «снайпер» затихает и ведет себя скромнее. Ставя «снайперов» на место, важно избегать прямых оскорблений, давать им возмож­ность сохранить свое лицо. В противном случае они взрываются или затаиваются «с камнем за пазухой» до удобного случая.

3, «Взрывники» — люди, которые способны внезапно оглашать помещение криками, обрушиваться на оппонентов с бранью. Они часто так артистично выходят из себя, что создают впечатление, будто их действительно сильно обидели или кто-то делает под них «подкоп». Нейтрализовать конфликтный потенциал подобных людей довольно просто: им дать выплеснуть из себя накопивши­еся эмоции. В таком случае через некоторое время (5—10 мин) они резко смягчаются, а то и начинают извиняться.

II. «Жалобщики» — типичные провокаторы конфликтов. В чем угодно они склонны усматривать личные оскорбления и жало­ваться по этому поводу во все инстанции. Обычно они так красоч­но описывают свои «беды», что у незнающих их слушателей не­редко складывается мнение в их пользу. «Жалобщики» хотят, что­бы им уделяли много внимания, слушали их в спокойной обста­новке и непременно сидя. С ними нельзя соглашаться или дока­зывать их неправоту. Лучше попросить их изложить все кратко своими словами или в письменной форме и дать понять, что их переживания замечены.

III. «Нерешительные» — непосредственно не порождают кон­фликт, но создают благоприятную для него обстановку и прово­цируют других на конфликтные действия. Встречаются два вида «нерешительных».

1. «Аналитики» — это перестраховщики, боящиеся допустить малейшую ошибку.

2. «Добряки» — люди, никогда не выступающие против из боязни нажить себе врагов.

Своей нерешительностью такие люди вызывают раздражение окружающих, поэтому из-за них часто нарушается трудовой ритм. Будучи слишком осмотрительными, такие работники отли­чаются исполнительностью.

Как правило, «нерешительные» сторонятся тех, кто оказывает на них давление. Работникам такого типа необходимо четко ста­вить задачу, определять срок ее исполнения, а также, особенно «добрякам«, указывать на их обязанности по пресечению или не­допущению различного рода беспорядков и организационных на­рушений.

IV. «Тревожные личности» («безответственные») — люди мни­тельные и подозрительные. Они обладают реактивной, ответной, по их убеждению, агрессивностью. Тревога порождает у них не уход от конфликта, а агрессию. Лучше всего на таких людей дей­ствует дружеское расположение к ним. С ними не нужно тратить время на разговоры. Если они чувствуют к себе теплое отноше­ние, то их поведение постепенно нормализуется.

V. «Всезнайки» («эрудиты») — сотрудники, которые пытаются создать у окружающих впечатление, что они все знают, и при этом постоянно лезут не в свое дело. Их подразделяют на подлин­ных и «липовых» эрудитов. Суждения первых в большинстве слу­чаев профессионально обоснованы, вторые же лишь на словах пытаются доказать свой профессионализм. «Липовых» эрудитов легко поставить на место, показав их необоснованную претензи- онность и профессиональную несостоятельность. Подлинные эру­диты являются ценными работниками, однако своим вызываю­щим поведением они нередко порождают у окружающих раздра­жение и чувство неполноценности. Если они слишком зарывают­ся, то их можно остановить, «отрезвить» конкретными вопроса­ми, просьбой высказать собственные конструктивные предложе­ния. Следует учитывать, что «эрудиты» редко признают свои ошибки.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Согласны ли вы с классификацией Р. Брамсона? Можно ли ее дополнить другими типами инициаторов конфликтов?

2. Следует ли менеджеру принимать на работу (увольнять) конф­ликтных сотрудников?

 

Практическая ситуация № 2

Банковская деятельность обладает значительной спецификой. Постоянная работа с деньгами требует профессионализма, повы­шенного внимания, четкости. Накапливающаяся усталость может явиться причиной фатальных ошибок в работе. Физические и психоэмоциональные перегрузки способствуют возникновению стресса. Среди рецептов от стресса на одном из первых мест находится спорт.

Банкиры — народ нестандартный, в том числе и в плане сво­их увлечений. Топ-менеджеры российской холдинговой компа­нии «Интеррос» в этом отношении не являются исключением. За ними давно закрепилась репутация истинных спортсменов, увлекающихся не только традиционными видами спорта — гор­ными лыжами, кикбоксингом, футболом, баскетболом, теннисом, но еще и экстремальным туризмом. Так, например, группа ме­неджеров компании решила покорить Северный полюс. Плани­ровался двухдневный перелет пассажирским самолетом до Ха­танги, пересадка на Ан-74 до острова Среднего архипелага Се­верная Земля, затем — до Ледовой базы, маленького северного поселка и, наконец, прямой путь на вертолете до Северного полюса. На последнем участке туристского маршрута банкиров ждали как привычное для этих мест катание на оленях, так и сюрприз: московских гостей пригласили посмотреть на обнару­женного во льдах мамонта.

На Северном полюсе менеджеры пробыли в общей сложно­сти около 2 ч, успев за это время не только водрузить флаг Рос­сии, «Интерроса» и банка «МФК», но и сыграть в мини-футбол. Погода была вполне футбольной: полярный день на Северном полюсе выдался солнечным и по-весеннему «жарким»: -35'С при сильно разреженном воздухе. Усталые, но довольные топ- менеджеры вернулись в Хатангу, где их ожидал прямой рейс в Москву. Полные впечатлений от только что увиденного, они ус­ловились, что следующую поездку совершат уже на Южный по­люс.

ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ

1. Что такое стресс? Почему так опасны его последствия?

2. Как сказывается стрессовая ситуация на работе коллектива? Какую роль должен играть менеджер в решении данной пробле­мы?

3. Какие еще способы борьбы со стрессом вам известны? Приве­дите необходимые аргументы и конкретные примеры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: