Понятие эмоциональной коммуникации

Понятия «эмоциональная коммуникация» поможет нам более пристально взглянуть на коммуникативный потенциал эмоциональных реакций, подчеркнуть значение чувств и эмоций в сохранении или, напротив, разрушении связей между людьми.  

Эмоциональная коммуникация – процесс взаимного влияния взаимодействующих лиц на эмоции друг друга.

Современные теории эмоций, изучающие нейрофизиологические, когнитивные, социокультурные аспекты эмоционального поведения, содержат наблюдения и положения, позволяющие объяснять эмоциональные процессы как процессы коммуникативные (см.: Bartsch A., 2004). 

Так, в рамках нейробиологического подхода, эмоциональную коммуникацию можно определить как процесс взаимной активации участниками взаимодействия систем мозга, отвечающих за эмоциональные реакции.

Следуя основным положениям теории оценки (appraisal theories), эмоциональную коммуникацию можно представить как процесс обмена оценочной информацией, иликак процесс обмена теми значениями, которые мы приписываем определенным воздействующим на нас факторам. Мы получаем возможность определить как саму эмоцию, так и ее знак благодаря информации, которую получаем от других людей и сопоставляя свои реакции с реакцией на эти же воздействия других. Например, услышав восторженные характеристики о каком-то человеке, мы начинаем замечать его достижения и относиться к ним сходным же образом. Переживание двойственного отношения к какому-либо событию в этой традиции также можно рассматривать как обмен информацией, содержащей неоднозначную оценку данного события: чей-то успех может оцениваться как достижение этого конкретного человека и в то же время как препятствие на пути достижений других и потому вызывать одновременно восхищение и зависть. 

Согласно теории прототипов (prototype approach), эмоциональная коммуникация может быть определена как процесс взаимной активации эмоциональных сценариев. Иначе говоря, наше знание об эмоциях включает не только их определение, это комплексное знание о типичных эмоциональных ситуациях, типичных проявлениях эмоций и процедурах эмоционального самоконтроля. Такие эмоциональные прототипы выполняют две тесно связанные между собой функции: во-первых, они структурируют личный опыт переживания эмоций и, во-вторых, они используются для истолкования эмоций других людей. Тем самым эмоциональное переживание неизбежно связывает личный опыт одного человека с опытом переживания другого человека.

В рамках так называемой социально-конструкционистской теории эмоций (social constructionist theories of emotion) эмоциональную коммуникацию можно рассматривать как процесс конструирования ожидаемого эмоционального поведения путем взаимного подкрепления и дополнения партнерами эмоциональных реакций друг друга в текущей ситуации. Эмоциональное поведение предстает не как простой результат внешних воздействий, но как активное ролевое поведение, когда участники коммуникации в рамках следования правилам, предписывающим, что мы должны (на что имеем право) чувствовать и как проявлять свои чувства, выбирают имеющиеся в их ролевом арсенале приемлемые для них в данной ситуации способы отклика и воздействия на эмоциональные реакции друг друга.

Каждый из названных подходов конкретизирует приведенное выше определение эмоциональной коммуникации. В соответствии с этим определением индивидуальные эмоциональные реакции разворачиваются как коммуникативное поведение благодаря «запуску» следующих процессов:

· взаимному отклику партнеров на эмоциональные реакции друг друга;

· наделению эмоциональных реакций смысловым значением, то есть их знаковому характеру;

· социальному контролю над содержанием и формой эмоциональных переживаний.

Именно ответные эмоциональные реакции вступивших в контакт людей становятся исходными условиями процесса эмоциональной коммуникации. Мы можем переживать разные эмоции в отношении каких-либо явлений природы или окружающих нас предметов, например, испытывать отвращение к вареному луку или любить грозу в начале мая. Но, образно говоря, вареному луку или весенней грозе до нас нет никакого дела. Лишь общаясь с людьми, не только мы сами, но и они эмоционально реагируют на нас. Если человек, с которым приходится непосредственно общаться, вызывает у нас неприязнь, скрыть эту эмоцию в полной мере невозможно, она начинает определять характер нашего поведения в отношении этого человека и, скорее всего, не может остаться им незамеченной, вызывая соответствующие ответные реакции.

Однако взаимное эмоциональное реагирование друг на друга еще недостаточное условие, чтобы эмоциональная коммуникация получила развитие. Эмоции и чувства должны приобрести характер сообщений, то есть посланий, наделенных определенными значениями, на понимание которых рассчитывает  каждая из сторон. Эти послания могут быть вербальными и невербальными. Сбои в эмоциональной коммуникации возникают в связи с неточным, искаженным, а то и полным непониманием содержания эмоциональных сообщений, направленных партнерами друг другу. Причины возможных трудностей восприятия эмоций как сообщений подробнее рассмотрим в следующем параграфе.

Наконец, эмоции и чувства, формируясь в процессе социализации, подвергаются жесткому социальному контролю. Когда речь идет о несоциальных объектах, наши чувства практически не ограничиваются. Трудно вообразить запрет на положительное или отрицательное отношение, например, к какому-то цветку, животному или времени года. Однако в сфере социальных отношений, как уже говорилось, действуют разного рода санкции, направленные на эмоциональное поведение. Кого разрешено любить, а кого нет; в каких ситуациях можно быть искренним, а в каких такое поведение вызовет недоумение. На эти и подобные вопросы разные культуры и группы предлагают разные ответы, но все они сходны в самом факте строгого контроля со стороны сообществ за эмоционально-чувственной сферой жизнедеятельности. Когда людей спрашивают об их отношении к окружающим, они, как правило, называют чувства, которые санкционированы той группой или культурой, к которой они принадлежат. Многие социальные нормы, касающиеся проявления чувств, так глубоко укоренились, что люди не могут позволить их нарушить даже самим себе. Человек, который не любит своих родителей, часто переживает чувство вины. Если кто-то, несмотря на запреты, влюбляется в жену своего друга, ненавидит своего коллегу или завидует одному из своих детей, то открытые проявления таких чувств обычно сдерживаются.

Конечно, в процессе межличностного взаимодействия люди обмениваются не только эмоциональной информацией, и эмоциональная коммуникация так, как мы ее описали, является одним из коммуникативных процессов в ряду других, тесно связанных между собой в структуре межличностной коммуникации. Мы будем обращать внимание на эти взаимосвязи по ходу последующего обсуждения. Вместе с тем в данном разделе нас интересуют особенности протекания эмоциональной коммуникации как относительно самостоятельного сложноорганизованного процесса обмена эмоциями, их истолкования и социального само(контроля) за их проявлением, характер возникающих в этом процессе эмоциональных трудностей, которые  влияют как на самочувствие людей, так и на характер отношений между ними, а также возможности управления эмоциональной коммуникацией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: