ГЛАВА IV. Культурное развитие, ценностные ориентации и культурные практики современной молодежи

Отличительной особенностью современного мира выступает глобализация социально-экономических и социокультурных процессов. Развитие средств массовой коммуникации и информации ведет к унификации культурных практик, созданию и широкому транслированию стереотипных образцов массовой культуры. Особую нишу в коммуникативном пространстве СМИ занимает информация, специально предназначенная для молодых и навязывающая им определенный образ жизни и модели самоидентификации и самопрезентации. Изменение социализирующих функций семьи, снижение авторитета школы сегодня обусловливает то, что молодежь активно принимает ценности «культуры супермаркета» (термин Е.Л. Омельченко) и следует им. Ориентация на потребление вытесняет из молодежного сознания «традиционные» ценности советской эпохи – познание, саморазвитие, творчество, альтруизм, патриотизм, которые в свете новых веяний кажутся молодежи «неактуальными». Во многом данная ситуация объясняется и последствиями реформ российской системы образования. Коммерциализация обучения ведет к неравенству образовательных шансов молодых людей, усугубляет положение тех из них, кто изначально социально депривирован, испытывает трудности социальной адаптации (дети из неполных и неблагополучных семей, сельская молодежь и т.д.). Низкий уровень образования, в свою очередь, создает «почву» для некритичного восприятия сообщений масс-медиа, способствует широкому распространению низкокачественной культурной продукции и снижению интеллектуальных и эстетических запросов молодых людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: