Социальная активность молодежи

 

Для выявления потенциала и характера социальной активности молодежи необходимо выяснить отношение молодых людей к необходимости общественной деятельности как таковой. Для этого респондентам для оценки по трехбалльной шкале (совершенно не согласен – частично согласен – полностью согласен) были предложены три утверждения:

«Прежде всего, нужно заботиться о собственном благополучии, а потом уже думать о благополучии других людей и общества в целом?»

«В решении социальных проблем нет смысла самостоятельно пытаться изменить ситуацию, что-то сделать можно только на уровне государственных органов»

«Молодежные проблемы существовали всегда, это естественное положение вещей, которое невозможно изменить. Пытаемся мы что-то решить или бездействуем – итог будет одинаковым, проблемы никуда не денутся».

Так, первое утверждение отражает эгоцентрические установки на обеспечение собственной безопасности и приоритет личных интересов перед общественными, второе –пассивное, ориентированное на получение заботы государственных органов власти, а третье – также отражение пассивной стратегии, принятия существующего положения вещей. Мнения молодых людей о целесообразности и необходимости проявления социальной активности разделились неравномерно (рис. 7.1).

Наибольшее сопротивление вызвала мысль о том, что молодежные проблемы существовали всегда и решать их бессмысленно (32,4% выборов альтернативы «совсем не согласен»). Около четверти опрошенных молодых людей выразили полное согласие со всеми тремя утверждениями. В целом же по полученным распределениям ответов можно судить о пассивном отношении молодежи к проблемам общества, приоритете частных интересов над общественными.

 

Рис. 7.1. Оценки степени согласия с выражениями, декларирующими необходимость участия в делах общества, вся выборка.

 

Дальнейший анализ проведен в группе молодых людей, давших положительную оценки приведенным утверждениям, то есть среди тех, кто не настроен на проявление общественной активности, даже для решения острых молодежных проблем (рис. 7.2).

Так, пессимизм в отношении эффекта своего участия в решении проблем общества в наибольшей степени отличает неработающую молодежь республики (65%), а также жителей городов (50%). Больше склонны в данном контексте верить в собственные силы работающие (поддержавших идею о бесполезности усилий только 32,2%) и молодежь средней возрастной группы (30,1%). Больше всех питают надежды на помощь государства городские молодые люди (72,2%), а также представители старшей группы от 24 до 29 лет (62,8%) и работающие (57,9%). Получается, что чем активнее включается молодой человек в социальные связи, например, профессиональные, тем более он склонен доверять существующим общественным механизмам решения жизненных проблем.

Наиболее эгоистичны – незанятые молодые люди – 70% из них поставили приоритет личных интересов над общественными, максимально альтруистичные самые молодые респонденты от 14 до 19 лет (16,7%) в остальных группах молодежи доля согласившихся с утверждением о том, что прежде всего необходимо заботиться о собственных интересах варьирует от 42% до 50%. Таким образом, потенциал социальной активности молодых – самая молодая часть опрошенных в возрасте от 14 до 19 лет, проживающая в городах республики и чаще всего учащаяся в разных типах учебных заведений.

Рис. 7.2. Распределение положительных оценок предложенных утверждений в разных группах молодежи Республики Карелия.

 

В рамках данного исследования нами анализировалась вовлеченность молодых людей в социально значимую деятельность. Так, более трети опрошенных молодых людей (35,1%) занимается каким-либо видом общественно значимой деятельности: 23,8% опрошенных занимаются этим добровольно, 11,4% – делают это по принуждению (рис. 7.3).

В исследовании мы определяли уровень активности молодежи в общественно значимой работе, под которым понимался процент юношей и девушек, активно вовлеченных в общественные работы, от общего числа респондентов. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что охват общественно значимой деятельностью и фактическое активное деятельное участие в общественной работе не совпадают. Тот факт, что более чем треть участников социально значимой деятельности осуществляют ее по принуждению, то, скорее всего, общественные поручения даются формально, интерес к их выполнению часто отсутствует – это приводит не к стимулированию общественной активности, а к ее демотивации.

Рис. 7.3. Участие в социально значимой деятельности молодежи Республики Карелия, вся выборка.

 

Рассмотрим характеристики молодых людей, добровольно, на основе самоопределения, включающихся в социально значимую деятельность. Итак, активное включение в общественную жизнь не определяется типом поселения – примерно одинаковая доля добровольных участников подобной деятельности и в городе, и в селе (27,3% и 30% соответственно), чем старше молодой человек, тем чаще он добровольно начинает заниматься общественной работой (23,2% добровольных участников в группе от 14 до 19 лет, 22,5% – от 20 до 24 лет и 32,1% – от 25 до 29 лет). Также среди активистов преобладают работающие (28,6%).

Чаще всего отказывающихся от участия в общественных делах – незанятые (77,3%), студенты/учащиеся (67,8%), а также представители самой молодой части опрошенных (66,2%) (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Участие в социально значимой деятельности разных групп молодежи Республики Карелия.

 

Сферы деятельности участников социально значимой деятельности распределились следующим образом (некоторые молодые люди заняты в нескольких видах деятельности одновременно) (рис. 7.5):

Рис. 7.5. Направления участия в социально значимой деятельности молодежи Республики Карелия, вся выборка.

 

Итак, чаще всего молодые люди участвуют на основе добровольности или принуждения в мероприятиях пропаганде здоровья и здорового образа жизни (35,5%), включаются в деятельность по организации молодежного досуга, культурно-массовых мероприятий (34,7%), по защите окружающей среды (30,1% выборов), а реже всего – занимаются с людьми с ограниченными возможностями (4,2% выборов) (рис. 7.5).

Горожане, в отличие от сельчан, чаще включаются в общественно значимые проекты по помощи людям (50%), а сельчане – в организацию молодежного досуга (40%, горожане – 33,3%), информационно-просветительскую деятельность (18,5% и 8,3% соответственно), пропаганду здорового образа жизни (38,5%, горожане - 25%), а также в благотворительность (23,1%, 8,3%), экологическую деятельность (36,5%, 25%). Опрошенная городская молодежь вообще не включена в работу по вспитанию и оразованию, хотя среди сельчан таких 10,8%. В целом же по остальным группам молодежи стурктура видов социальной активности разнообразна и повторяет тенденции общей выборки (рис. 7.6).

Рис. 7.6. Направления участия в социально значимой деятельности разных групп молодежи Республики Карелия.

 

Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме социальной активности молодежи позволил предположить, какие потребности могут составлять структуру мотивов социальной активности молодежи. Так, в их число, например, входят потребности в общении, в осознании себя и личностном росте, в общественно-значимой деятельности, в самоутверждении, в самореализации, в достижении, в аффилиации, в признании и уважении, в оказании помощи, в получении знаний, в привлечении к себе внимания, в благополучии и престиже. Совокупность потребностей может меняться в зависимости от ряда факторов, к числу которых относятся социально-демографические характеристики и гендерная принадлежность индивида.

Подструктура целей включает в себя цели активности, значимость которых для человека обусловлена его актуальными потребностями. Цели – осознанные образы будущего результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью социальной активности может быть как сам процесс деятельности и общения, так и их содержание. Например, через ту или иную сферу деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества осуществляется сознательный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности, то есть удовлетворяется потребность в самореализации. При альтруистически мотивированном поведении акты заботы о других людях, оказание им помощи осуществляются по собственному убеждению человека, при этом реализуются определенные жизненные ценности и социальные потребности, которые являются основой, например, волонтерской деятельности.

Кроме того, целью социальной активности молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения других социально-значимых целей. Например, участвуя в различных видах социально-значимой деятельности, молодые люди получают знания, умения и навыки организаторской работы и развивают свои лидерские способности, то есть проходят социальное обучение, которое поможет им в будущей общественной деятельности.

Однако целью социальной активности молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение молодежи в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: карьерный рост, перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах, получение рекомендации при трудоустройстве.

Таким образом, границы отдельного мотива социальной активности, с одной стороны, определяет потребность, с другой стороны – значимая цель и намерение ее достичь. Потребности детерминируют поведение человека не прямо, а опосредованно, через мотивационные компоненты подструктуры целей и подструктуры внутреннего контроля. Таким образом, в процессе мотивации происходит соединение актуальных потребностей субъекта и цели, как предмета удовлетворения потребностей, а также способов и возможностей достижения цели, которые содержатся в конкретной ситуации.

Основной причиной занятия социально-значимой деятельностью молодые люди называют необходимость почувствовать себя полезным, нужным (54,6% выборов), желание способствовать изменению общества во благо (30,4% выборов), получить интересное времяпровождение (25% выборов) и возможность личностного роста, самореализации (21,5% выборов). 16,5% респондентов отметили, что для них важно материальное вознаграждение за труд (рис. 7.7). Таким образом, очевидно, что в данном случае ведущее место занимает группа личных мотивов, далее – престижных, а на последнем месте оказывается группа коллективистских мотивов. Что, в частности, подтверждает исследования мотивации общественной активности старшеклассников Т.Ю. Колошиной, Д.И. Фельдштейна.

Рис. 7.7. Мотивация участия в социально значимой деятельности молодежи Республики Карелия, вся выборка.

 

Структура мотивов занятия социальной значимой деятельностью разных групп молодежи несколько отличается. Так, работающих и учащихся на первом месте – необходимость чувствовать себя полезным, нужным (48,9% и 60,1% соответственно), а для незанятых – получение нового коммуникативного опыта (33,3%), что практически незначимо для работающих (13,3%). Интересен тот факт, что мотив материального вознаграждения за общественно полезный труд оказался совершенно незначим для неработающих молодых людей, а для работающих (то есть имеющих стабильный доход) – более значимым среди других групп молодых людей (этот мотив выбрали более пятой части опрошенных 21,1%). Таким образом, для работающей части молодежи социальной значимая деятельность является источником дополнительного дохода, который, к тому же, удовлетворяет потребность в социальном признании (рис. 7.8).

Рис. 7.8. Мотивация участия в социально значимой деятельности разных статусных групп молодежи Республики Карелия.

 

Менее всего молодые люди склонны считать общественную занятость престижной деятельностью. Таким образом, основу мотивации социальной активности составляет стремление личности к удовлетворению потребностей в самореализации, в социальных связях, в общении, стремление к проявлению индивидуальности и самостоятельности. С точки зрения молодых людей, социальная активность является сферой приложения личностных сил и способностей человека, обогащающая содержание жизни, наполняющая ее новым смыслом.

Как правило, молодые люди, как юноши, так и девушки, подключаются к общественным мероприятиям по личной инициативе (44,4%), за компанию с другом (24,1%) либо по информации, полученной от знакомых (16,3%). Структура факторов приобщения к социально значимой деятельности также имеет некоторые отличия в разрезе разных групп молодежи.

Как видно из данных рис. 7.9, для сельчан существенно снижена роль фактора социального конформизма, то есть проявления активности «за компанию» – всего 7,7%, зато максимально доминирует роль личной инициативы (61,5%). С возрастом возрастает значение других причин, например, опыта родителей и др. (14,7% в группе от 25 до 29 лет). В группе незанятой молодежи полностью отсутствует фактор «узнал от знакомых», зато максимально выражен фактор привлечения к социально значимой деятельности через объявления, рекламу (37,5%) и минимальна роль фактора личной инициативы (35%).

Рис. 7.9. Механизмы включения в социально значимую деятельность разных групп молодежи Республики Карелия.

 

Нами также анализировались намерения молодых людей края заняться социально значимой деятельностью. Среди тех, кто имеет такое желание (87,2%), в качестве предпочтительных сфер применения своих возможностей, отмечены: защита окружающей среды (30,6%), организация культурно-массовых мероприятий (30,1%), оказание помощи людям, находящимся в сложной ситуации (26,3%), здоровье, пропаганда здорового образа жизни (24,5%), благотворительность (24,5%), правовая защита (19,2%), воспитание, образование (19%), информационно-просветительская деятельность (12,8% выборов) и, на последнем месте, работа с людьми с ограниченными возможностями (10,5% выборов) (рис. 7.10).

Отметим, что лишь 12,8% респондентов не хотели бы заниматься социально значимой деятельностью вообще.

Рис. 7.10. Готовность участия в разных направлениях социально значимой деятельности молодежи Республики Карелия, вся выборка.

 

Нельзя сказать, что одни виды социально значимой деятельности более востребованы молодежью в городе, а другие – в селе. Данные рис. 7.11 показывают, что намерения заняться общественной полезной работой практически в равной мере выражены по разным направлениям приложения сил и не имеют статистически значительных отличий. Можно отметь лишь, что защита окружающей среды немного больше привлекает городскую молодежь (32,2%), нежели сельскую (25%), а вовлечение в благотворительность привлекательнее для сельчан (38,9), чем для жителей городов (24,6%). Таким образом, нет оснований утверждать, что та или иная группа респондентов более избирательна в выборе сферы реализации своих интересов.

Рис. 7.11. Готовность участия в разных направлениях социально значимой деятельности городской и сельской молодежи Республики Карелия, вся выборка.

 

Более того, респонденты отмечают, что у них есть не только желание, но и свободное время для занятия социально значимой деятельностью не только по мере возникновения собственного желания (31,5%), но и по несколько часов 2-3 раза в неделю (30,3%), несколько часов 2-3 дня в месяц (28,1%), и даже 8,8% опрошенных выразили желание посвящать таким занятиям все свободное время (рис. 7.12).

 

Рис. 7.12. Оценка объема времени, который молодые люди готовы уделить занятию социально значимой деятельностью, вся выборка.

 

Чаще всего готовность посвятить все свое свободное время общественной работе готовы, что логично, незанятые молодые люди республики (14,8%), по несколько часов 2-3 дня в неделю могут уделить этой деятельности почти треть опрошенных в каждой статусной группе (25,6% работающих, 29% учащихся и 29,6% незанятых). Оптимальная доля времени для выполнения социальных проектов для работающей части молодёжи – это по несколько часов 2-3 раза в месяц, для учащихся – либо несколько часов 2-3 раза в месяц (29,7%), либо 2-3 дня в неделю (29%). Неработающие молодые люди предпочли бы зависимость социальной активности от собственных желаний (33,3%) (рис. 7.13).

Рис. 7.13. Оценка объема времени, который молодые люди готовы уделить занятию социально значимой деятельностью, дифференциация в зависимости от занятости опрошенных.

 

Однако, для осуществления таких намерений чаще всего не хватает свободного времени (43%) или отсутствие интереса (17,1%). Существенным препятствием является незнание, к кому обратиться (17,1%) и отсутствие или недостаток информации о своих возможностях применения своих сил (16,2%). Более десятой части опрошенных (11,7%) не хватает решительности начать активные действия. Отмечается и такой фактор, как собственная пассивность, лень, которому подвержены 8% опрошенных. Причем недостаток свободного времени и сил – актуальная причина для всех групп молодежи, незнание, к кому обратиться – проблема школьников и студентов, а также сельской молодежи, отсутствие личного интереса – характерная черта незанятой молодежи (рис. 7.14 – 7.15). А вот сельчане и работающие чаще прочих страдают от недостатка информации, к кому обратиться при желании включиться в социально значимую деятельность.

 

Рис. 7.14. Рейтинг препятствий к занятию социально значимой деятельностью, вся выборка.

 

Рис. 7.15. Рейтинг препятствий к занятию социально значимой деятельностью для разных групп молодежи Республики Карелия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: