Основные модели человека (Фрейд, Фромм, Франкл, Рубинштейн)

Психология детских и юношеских организаций

 

 

Выполнила студентка

заочного отделения

2 курса 22 группы

Конарева (Токолова) Ирина

 

 

Курск, 2020

Основные модели человека (Фрейд, Фромм, Франкл, Рубинштейн).

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, неосознанно влияющих на поведение человека.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго. Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

Оно (ид) - совокупность врожденных, примитивных инстинктов, которые наполняют любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, получающего энергию из телесных процессов и питающего этой энергией психику. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид – принцип удовольствия.

Эго (Я) – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Оно удовлетворяет потребности организма в соответствии с ограничениями, которые налагает окружающий мир. Эго подчиняется принципу реальности – сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения.

Суперэго (Сверх-Я) – третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально-этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».

Суперэго – внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.Со становлением Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство.

В заключение следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это только наименования для некоторых психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В нормальных условиях эти принципы не противоречат друг другу, а, напротив, работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме – это единое целое, а не нечто трехчастное.

В общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго - как психологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.

Э. Фромм – значительно гуманизировал и социализировал классический психоанализ. По его мнению, человеческое существование изначально конфликтно. Этот конфликт обусловлен, с одной стороны, тем, что человек является частью природы, а с другой стороны, тем, что это «жизнь, осознающая себя». Человек может сделать попытку вернуться к животной жизни, «стряхнуть» с себя все, что делает его человеком. Это регрессивный путь развития личности. Второй путь состоит в полном развитии всех человеческих сил, путь спонтанных связей человека с миром, реализация себя в подлинной любви и творчестве.

В концепции Э. Фромма основной конституирующей характеристикой личности является ее внутренняя свобода, под которой он понимал действия человека на основе осознания альтернатив и их последствий. Являясь благом, свобода вместе с тем требует от человека ответственности и мужества. Одни люди стремятся расширить пространство свободы, а другие «бегут» от нее. Э. Фромм выделил несколько механизмом «бегства от свободы»: 1) авторитаризм – отказ от своего «Я» с целью обретения силы. Он проявляется в садизме и мазохизме, в стремлении подавлять, принижать другого человека или себя; 2) деструктивизм – активное устранение объекта как следствие личностного бессилия; 3) конформизм – утрата своей личности, замена ее псевдоличностью с целью адаптации в социуме.

Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций.

Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет «осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации». При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

Наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и поэтического, или духовного, уровня. Именно в духовном существовании и находятся те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом он формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие Франкла «ноэтический уровень» можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для характеристики личности нужно ответить на три вопроса. Прежде всего, нужно выяснить, что человек хочет,

что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности личности, интересах, установках, идеалах. Что он может? – вопрос о его способностях, возможностях. И третий: что он есть, как реализует свои возможности? Это вопрос об устойчивых «стержневых» свойствах личности, а также о том, что для человека значимо в мире, в чем для него смысл жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: