Гостиница, как и любое другое структурированное предприятие, состоит из различных подразделений — служб. Первая служба, с которой встречается каждый гость, — служба приема и размещения (СПиР), иногда называемая «ресепшн» (reception). В европейских гостиницах она входит во Front office — подразделение, объединяющее также консьержей, швейцаров, подносчиков багажа, телефонных операторов, менеджера по работе с гостями, часто — сотрудников служб бронирования. Работник СПиР является практически первым сотрудником гостиницы, с которым контактирует клиент. От того, какое впечатление он произведет на гостя, во многом будет зависеть оценка гостиницы в целом.
Штат службы, т. е. количественный состав, а также распределение обязанностей зависят от вместимости гостиницы и ее категории. Чем больше вместимость и выше категория, тем больше состав службы. По существующим в настоящее время нормам в европейских гостиницах уровня «три — четыре звезды» расчет числа сотрудников ведется исходя из того, что на 50...80 номеров должен быть один сотрудник службы.
|
|
При формировании штата СПиР необходимо учитывать, что люди работают посменно, имеют право на очередной отпуск, больничный лист, могут отсутствовать по другим уважительным причинам. В любой момент может сложиться ситуация, когда из пяти сотрудников выйдут два и придется привлекать людей из другой смены. Таким образом, число сотрудников не должно быть минимальным, но и раздувать штат не следует.
Согласно Правилам предоставления гостиничных услуг в РФ «исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление потребителей, прибывающих в гостиницу и убывающих из нее». Это обусловливает сменный характер работы СПиР (как правило, в две смены: дневную и ночную). Естественно, ночная смена работает в сокращенном составе. В советское время была распространена практика суточных дежурств, что снижало качество работы, поскольку к концу рабочих суток даже самый собранный и работоспособный сотрудник работает менее эффективно. В настоящее время принято
91
следующее разделение смен: с 7.00 до 15.00, с 15.00 до 23.00 и с 23.00 до 7.00. В США работа организуется в две смены: первая — с 9.00 до 21.00, вторая — с 21.00 до 9.00. Такой график типичен для небольших гостиниц, где номерной фонд не более 400 номеров. Основными функциями СПиР являются:
• бронирование мест в гостинице;
• подбор и предоставление номеров (мест) прибывающим в гос-
тиницу;
• регистрация гостей;
• ведение учета движения проживающих в гостинице;
• хранение, выдача и получение ключей от номеров;
• предоставление различной справочной информации;
|
|
• выписка счетов и производство расчетов с проживающими за
предоставленные услуги.
Служба состоит из менеджера (начальника), администратора, портье (дежурного администратора), администратора (агента) по бронированию. Могут быть введены такие должности, как оператор механизированного расчета и консьерж.
Менеджер относится к категории руководителей, назначается на должность и освобождается от нее приказом (распоряжением) руководителя гостиницы. Он подчиняется непосредственно главному менеджеру гостиницы. Менеджер руководит службой и обеспечением культурного обслуживания клиентов.