Участившиеся террористические акты заставляют всерьез задуматься о гарантии безопасности людей в местах из массового пребывания и размещения. К таким объектам относятся и гостиницы. Не случайно все гостиничные цепи имеют свои собственные службы безопасности.
Безопасность — это состояние объекта, при котором ему ничего не угрожает, сохраняется его независимость, надежность, целостность, есть защищенность от опасностей или существующих угроз.
Обеспечение безопасности гостиничного предприятия осуществляется на двух уровнях. Первый — непосредственно на предприятии, где имеются служба безопасности, пожарная часть, спасательная служба. Их основным предназначением является постоянная профессиональная деятельность по обеспечению безопасности гостиницы. Этим службам помогают медицинская служба, юридический отдел и др. Весь остальной персонал и подразделения гостиницы обязаны в рамках своих должностных инструкций способствовать обеспечению безопасности.
|
|
Второй уровень обеспечивают внешние органы и организации, которые функционируют самостоятельно и не подчиняются руководству гостиницы, но деятельность которых оказывает существенное влияние на безопасность предприятия.
Субъектами этой группы являются:
• законодательные органы, обеспечивающие правовую основу де
ятельности по обеспечению безопасности предприятий;
• органы исполнительной власти, принимающие подзаконные
акты, дополняющие и детализирующие требования законов; судеб
ные органы, обеспечивающие соблюдение прав и интересов пред
приятий, в том числе в сфере безопасности;
• правоохранительные органы, ведущие борьбу с правонарушени
ями, которые отрицательным образом влияют на состояние безопас
ности предприятий;
• научно-образовательные учреждения, разрабатывающие научно-
методические вопросы обеспечения безопасности и осуществля
ющие подготовку соответствующих специалистов.
165
Под угрозой безопасности предприятия понимают потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить устойчивость его работы или привести к остановке деятельности.
Угрозу можно классифицировать по различным основаниям и измерить их в количественных параметрах (например, числом погибших, потерявших здоровье людей, суммой экономических потерь и т.д.). По степени вероятности угроза оценивается как невероятная, маловероятная, вероятная, весьма вероятная и вполне вероятная. По степени развития угроза проходит четыре этапа: возникновение (зарождение), экспансия, стабилизация и ликвидация.
|
|
Все угрозы подразделяются по природе их возникновения на д в а класса: 1) естественные (объективные), т.е. вызванные стихийными природными явлениями, не зависящими от человека (наводнения, землетрясения, ураганы и т.п.); 2) искусственные (субъективные), т.е. вызванные деятельностью человека, которые, в свою очередь, подразделяются на непреднамеренные (неумышленные) и преднамеренные (умышленные).
Различают также экономические, социальные, правовые, организационные, информационные, экологические, технические и криминальные угрозы.
На основании статистических данных и опыта эксплуатации гостиничных комплексов наиболее опасными угрозами являются:
• пожары, причинами которых могут быть небрежность гостей,
неисправность электрооборудования, несоблюдение или нарушение
правил противопожарной безопасности обслуживающим персона
лом, умышленный поджог;
• взрывы, вызванные установкой взрывчатки в криминальных це
лях, утечкой бытового газа (особенно в местах приготовления пищи
в ресторанах, барах и др.);
• несанкционированный проход посторонних лиц или обслужи
вающего персонала в номера при отсутствии гостей с целью кражи
ценностей, документов, установки взрывных устройств или подслу
шивающей аппаратуры;
• нападения на постояльцев в номерах, лифте или в других мес
тах гостиницы;
• нападения на кассу в рабочее время или попытка ее вскрытия в
нерабочее время;
• нападения на администрацию гостиницы в целях шантажа, тре
бования открыть кассу или нейтрализовать систему безопасности;
• террористические акты со взятием заложниками клиентов гос
тиницы или попытками подрыва или поджога;
• вооруженные нападения на номера, арендуемые у гостиниц ком
мерческими фирмами под офисы.
Повышенный интерес вызывает у криминальных лиц касса, камера временного хранения ценностей, зал приема (оформления)
166
гостей и место хранения ключей, помещения высшей администрации службы безопасности, апартаменты люкс, ресторан. По степени подготовки и оснащения злоумышленники подразделяются:
• на случайных людей (подростки, алкоголики, хулиганы или пси
хически неуравновешенные лица), пытающихся проникнуть в гости
ницу без определенного плана действий;
• одиночных грабителей или террористов, осведомленных о режи
ме работы гостиницы, местах хранения ценностей или размещении
состоятельных гостей;
• вооруженные группы, проникающие в гостиницу в целях грабе
жа, теракта или взятия заложников;
• сотрудников гостиницы, вступивших в сговор с криминальной
группой в целях наживы или под влиянием шантажа.
Преступный мир проявляет интерес не только к банкам, хранилищам ценностей, складам, но не оставляет без внимания и гостиницы, особенно преуспевающие. Поэтому для обеспечения их безопасности необходимо:
• выявлять угрозы стабильности и развитию предприятия и при
нимать меры противодействия им;
• организовать защиту технологических процессов;
• противодействовать промышленному, технологическому, эконо
мическому и другим видам шпионажа;
• своевременно реагировать на факты нарушения законодатель
ства государственными и муниципальными органами, коммерчески
ми и некоммерческими организациями, затрагивающие интересы
предприятия;
• предупреждать переманивание сотрудников предприятия, обла
дающих конфиденциальной информацией, конкурентами;
• всесторонне изучать деловых партнеров;
• своевременное выявлять дезинформацию и адекватно реагиро
вать на нее;
• способствовать совершенствованию локальных правовых актов,
обеспечивающих безопасность предприятия;
• обеспечивать защиту коммерческой и иной информации;
• организовывать мероприятия по противодействию недобросовест
ной конкуренции, интеллектуальной собственности, всех видов ре
сурсов предприятия;
|
|
• устранять предпосылки к чрезвычайным ситуациям;
• взаимодействовать с правоохранительными и контрольными
органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений,
направленных против интересов предприятия;
• выявлять и предупреждать угрозы имуществу предприятия и его
персоналу;
• добиваться возмещения материального и морального ущерба,
нанесенного предприятию, в результате неправомерных действий
организаций и отдельных физических лиц.
167
Только создание эффективной, надежной и всесторонней системы безопасности позволит гостинице иметь имидж мирного, доброжелательного дома, гарантирующего всем гостям спокойствие и безопасность.
Системный подход
Каждый из объектов обладает присущими только ему уникальными особенностями, которые нужно учитывать при обеспечении его безопасности. Чрезмерное увлечение типовыми схемами ущербно, их следует применять, учитывая специфику предприятия, местные условия. Безусловно, существуют общие рекомендации для отдельных групп объектов, но в любом случае вопрос об обеспечении безопасности каждого из них рассматривается отдельно, с учетом присущих ему индивидуальных особенностей.
Охрана предприятия, сориентированная только на его физическую защиту и технические средства безопасности, неспособна стабильно и гарантированно обеспечивать состояние безопасности.
Эффективное решение проблемы требует системного подхода, основанного на анализе функционирования гостиничного объекта, выявления наиболее уязвимых зон и особо опасных угроз, составления всех возможных сценариев криминальных действий и выработке адекватных мер противодействия. В безопасности есть приоритеты, но нет второстепенности. Усиление одного из -направлений не должно приводить к ослаблению другого. Только комплексное решение проблем позволяет сформировать состояние безопасности.
Система безопасности в гостиничном бизнесе — это сложный комплекс организационных, технических и физических мер предупреждения и своевременного реагирования на любую опасную ситуацию в целях минимизации рисков и ущербов. При этом применение современных технических средств становится главенствующим фактором.
|
|
Система безопасности предприятия включает в себя подсистемы экономической, техногенной, экологической, информационной, психологической, физической, научно-технической, пожарной безопасности. Охарактеризуем их.
Экономическая безопасность — это состояние наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в целях предотвращения (нейтрализации, ликвидации) угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в условиях рыночной экономики.
Техногенная безопасность предполагает совокупность действий по обеспечению проектирования, строительства и эксплуатации сложных технических устройств с соблюдением необходимых требований их безаварийной работы.
168
Экологическая безопасность обеспечивает защищенность жизненно важных интересов персонала предприятия и его имущества от потенциальных или реальных угроз, создаваемых последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду, а также от стихийных бедствий и катастроф.
Информационная безопасность предполагает защиту информационных ресурсов от угроз несанкционированного доступа к ним.
Психологическая безопасность означает защищенность от негативных психологических воздействий персонала предприятия и других лиц, вовлеченных в его деятельность.
Физическая безопасность — это защищенность жизни и здоровья отдельных лиц, групп, всего персонала и клиентов гостиничного предприятия от насильственных действ преступников и психически нездоровых людей.
Научно-техническая безопасность — это способность персонала предприятия обеспечить защиту собственной наукоемкой продукции от недобросовестных конкурентов.
Пожарная безопасность гарантирует предупреждение возгораний и пожаров и противопожарную защиту в соответствии с нормативными требованиями.
Все названные подсистемы, в свою очередь, могут иметь свои составляющие. Например, подсистемами экономической безопасности являются финансовая, коммерческая, имущественная и др.
Надежность и эффективность системы безопасности предприятия оценивается на основе одного критерия — отсутствия или наличия материального ущерба и морального вреда. Это достигается:
• недопущением утечки (разглашения) конфиденциальных сведе
ний;
• предупреждением или пресечением противоправных действий со
стороны персонала предприятия, его посетителей, клиентов;
• сохранностью имущества и интеллектуальной собственности
предприятия;
• предупреждением чрезвычайных ситуаций;
• пресечением насильственных действий в отношении отдельных
сотрудников предприятия и их групп;
• своевременным выявлением и пресечением попыток несанкци
онированного проникновения на охраняемые объекты.
Как уже отмечалось, главенствующим фактором является применение технических средств безопасности. К ним относятся охранно-пожарные системы, видео- и радиоаппаратура, средства обнаружения взрывных устройств, бронежилеты, заграждения и т.д.
Общие требования к комплексу технических средств безопасности:
• он должен соответствовать возможной угрозе, т.е. разумно дос
таточным, так как технические средства обеспечения безопасности
весьма дороги;
169
• используемая аппаратура не должна затруднять нормальное функ
ционирование гостиницы и экстренную эвакуацию персонала и го
стей в случае чрезвычайной ситуации;
• средства защиты должны распределяться равномерно (сбаланси
рованно) в соответствии со значимостью защищаемых зон;
• технические средства пожарной безопасности должны обеспечи
вать эффективное и своевременное обнаружение очага возгорания
с точным указанием места; автоматическое оповещение всех сотруд
ников и гостей гостиницы, а также городской службы пожарной ох
раны о возгорании, предотвращение распространения огня и дыма,
тушение пожара и дымоудаление; разблокировку всех дверей и лиф
тов, включение светозвуковых указателей для беспрепятственной
эвакуации людей.
Для обнаружения факта возгорания используются различные типы пожарных датчиков:
• дымовые (оптические, ионизационные, радиоизотопные, линей
ные и др.);
• тепловые (магнитные, с применением легкоплавких материалов,
термометрические и пр.);
• комбинированные теплодымовые;
• ручные сигнализаторы (вблизи запасных пожарных выходов,
в местах курения и др.).
Для оповещения используются специализированные громкоговорители, световые табло с фиксированными надписями («Пожар», «Выход» и др.), пиктограммами или светодиодные табло. Сигнал на включение средств оповещения подается автоматически центральной станцией пожарной сигнализации или оператором системы безопасности, как и передаваемая через громкоговорители аудиоинформация.
Система пожаротушения обеспечивает автоматическое тушение очага возгорания, предотвращение распространения пожара, управление вентиляцией и дымоудалением, разблокировкой выходов.
Для эффективного и своевременного обнаружения несанкционированного проникновения в помещения с точным определением места, оповещения сотрудников службы безопасности, милиции (вневедомственной охраны) используется охранная сигнализация. Она устанавливается по внешнему периметру гостиничного комплекса, в местах парковки автотранспорта, ответственных служебных помещениях (касса, камера временного хранения ценностей, кладовые, кабинеты администрации гостиницы, разного рода аппаратные и др.).
Для срочного вызова (оповещения) службы безопасности используется кнопочная тревожно-вызывная сигнализация, которой оборудуются служебные помещения и номера гостиницы. В последнее время на смену механическим тревожным кнопкам приходят носимые радиокнопки (радиобрелки), иногда совмещенные с пользователь-
170
ской пластиковой картой системы доступа. Они позволяют идентифицировать личность подавшего сигнал, его точное местонахождение и др.
В некоторых современных гостиницах для обеспечения беспрепятственного санкционированного доступа в помещения и блокирования несанкционированного доступа, учета рабочего времени сотрудников, документирования информации оборудуются системы управления доступом (по временному расписанию, иерархии, в зависимости от оплаченных клиентом услуг и т. п.). Наиболее распространенным в современной гостиничной практике является использование автономных замков с пластиковой картой. В необходимое в таких случаях оборудование входят:
• считыватели информации с пластиковых карт;
• кодонаборные устройства для набора индивидуального кода;
• контроллеры считывающих устройств, обрабатывающие и пере
дающие информацию от считывателей и кодонаборников на цент
ральную станцию (главный контроллер);
• центральная станция системы управления (персональный ком
пьютер, сервер), контролирующая, обрабатывающая, отображающая
и документирующая поступающую информацию, на основе которой
разрешается или запрещается доступ в помещения;
• оборудование для изготовления карт, записывания определенной
информации;
• замковые дверные устройства (электромеханические и электро
магнитные, электрозащелки и др.);
• прочие устройства, включая тамбуры, шлюзы, проходные каби
ны, детекторы металлов (применяются ограниченно).
Возможны самые разнообразные настройки системы на попытки несанкционированного прохода. Например, если зафиксирована попытка воспользоваться гостевой картой в рамках разрешенного маршрута, но вне заданного времени, система может или просто запретить проход или разрешить его, немедленно оповестив службу безопасности.
Обслуживающий персонал гостиницы, сотрудники службы безопасности имеют персональные карты, разрешающие доступ в определенные (или во все) номера. При каждом факте входа в номер центральная станция фиксирует, кто и когда вошел.
Во всех современных концепциях безопасности отмечается высокая эффективность систем телевизионного наблюдения. Они обеспечивают контроль за обстановкой на объекте, анализ нештатных ситуаций, протоколирование визуальной информации. Такие системы включают в себя, как правило, от нескольких десятков до сотен телевизионных камер, посты наблюдения, оснащенные мониторами и выносными пультами управления. Видеоинформация собирается телевизионными камерами (черно-белыми или цветными). В гостиничных комплексах они устанавливаются, как правило, открыто (без
171
маскировки), по периметру здания, на парковках автотранспорта, в зоне центрального входа, зале регистрации, в крупных холлах, служебных помещениях особой важности. Скрытые телекамеры размещают в зонах расположения гостиничных номеров, в помещениях особой важности (дублируются открыто установленные камеры).
Видеоинформация от камер поступает на центральный пульт, где с помощью разного рода видеокоммутационных устройств видеосигналы обрабатываются и записываются.
В гостиницах подлежит защите следующая информация:
• о клиентах категории VIP (времени прибытия и убытия, прожива
ния, распорядке дня, посетителях и телефонных абонентах клиента);
• содержании ведущихся клиентом переговоров (в номере или в
специально выделенных комнатах); вся электронная информация,
поступающая клиенту или исходящая от него, обсуждаемая или об
рабатываемая с применением технических средств во время совеща
ний в специально выделенных помещениях.
Коммерческую тайну о деятельности отеля составляют сведения об отдельных финансовых показателях, клиентах, системе деловых связей, организации охраны и противопожарной безопасности, данные по кадрам. Технические меры защиты включают в себя:
• применение проектных решений, обеспечивающих требуемую
звукоизоляцию ограждающих конструкций стен, полов, потолков;
• оснащение окон защитными жалюзи, шторами, пленкой;
• использование сертифицированных средств технической защи
ты от побочных радиоизлучений;
• периодическую проверку защищаемых помещений и установ
ленных в них средств на отсутствие различных «жучков».
Меры защиты от утечки информации отражаются в аттестате помещения, который при необходимости выдается клиентам категории VIР, а также представителям организаций, ответственным за проведение конфиденциальных мероприятий в специально выделенных помещениях.
Повсеместно осуществляется противоаварийный контроль систем жизнеобеспечения здания (газ, вода, электричество).
Для обеспечения безопасности все пульты, посты охраны и наблюдения оснащаются многоканальными переговорными устройствами (желательно с трубками телефонного типа из соображений конфиденциальности); сотрудники службы безопасности, инженерных служб обеспечиваются переносными радиостанциями для оперативной связи.
Чтобы воспрепятствовать несанкционированному проникновению путем разрушения (взлома) инженерных конструкций при строительстве новых гостиничных зданий и реконструкции (капитальном ремонте) старых максимально возможно используют новые технологии и соответствующие строительные материалы. Во всех гостиничных зданиях устанавливают металлические решетки на окнах первого
172
и цокольного этажей, металлические двери, турникеты, проходные таблицы на входах в наиболее ответственные помещения и блоки помещений; оснащают двери высококачественными замковыми устройствами.
Создание комплексной интегрированной системы безопасности позволяет значительно повысить защищенность клиентов гостиничных комплексов. Этой цели способствует полная компьютеризация и автоматизация процессов управления гостиничным комплексом. Там, где она существует, облегчается и ускоряется процесс принятия решений оператором службы безопасности в экстремальной ситуации, поскольку он имеет полную информацию от всех систем и служб гостиницы.
Существуют два пути построения интегрированного комплекса. Первый — обращение к мощной специализированной фирме, имеющей все необходимое для проведения такой работы и достаточно солидный стаж работы в этой области. Это гарантирует полную взаимную совместимость всех систем, функциональную законченность, надежность. Однако такая фирма склонна навязывать заказчику свои правила и пристрастия, а в ряде случаев и завышать стоимость проведения работ.
Второй путь — подбор оптимального набора технических средств от разных производителей с помощью фирмы-консультанта. В этом случае удается лучше учесть специфику гостиницы, интегрировать уже имеющееся оборудование, за счет чего сэкономить значительные средства. Однако перед принятием решения рекомендуется провести конкурс-тендер нескольких таких фирм с рассмотрением предлагаемых ими технико-экономических обоснований.
Согласно распоряжению мэра Москвы, подписанному в августе 2007 г., все городские гостиницы должны быть обеспечены комплексом систем обеспечения безопасности. В них должны быть системы охранного видеонаблюдения, контроля и управления доступом в помещения, автоматической пожарной сигнализации, пожаротушения, противодымной защиты. Кроме того, московским гостиницам предложено оборудовать охранную и тревожную сигнализацию, аварийное и эвакуационное освещение. В городских отелях планируется установить специальные комплексы связи и управления в кризисных ситуациях, а также системы оповещения и управления эвакуацией. В штатное расписание гостиничных предприятий предложено ввести должности специалистов по безопасности, создать нештатные аварийно-спасательные формирования.
Все московские гостиницы (по распоряжению правительства Москвы от 15.11.2006 г.) независимо от формы собственности должны иметь «Паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности».
Каждой гостиницей разрабатывается концепция безопасности, которая представляет собой официально утвержденный документ.
173
Основные цели концепции: повышение пожарной и аварийной безопасности; защита гостей, персонала и имущества от криминальных посягательств; совершенствование технологии гостиничного обслуживания; создание условий, при которых клиенты гостиницы и ее сотрудники могли бы чувствовать себя уверенно, спокойно и комфортно.
Контрольные вопросы
1. Перечислите наиболее возможные опасные угрозы гостиничному
предприятию.
2. В чем заключается цель обеспечения безопасности гостиничного пред
приятия и решение каких задач помогает ее достичь?
3. Назовите особенности гостиничных предприятий как объектов без
опасности.
4. В чем суть системного подхода к обеспечению безопасности гости
ницы?
5. Что представляет собой система безопасности в гостиничном бизнесе?
6. Из каких подсистем состоит система безопасности гостиничного пред
приятия?
7. Перечислите средства обеспечения безопасности.
8. Назовите требования, предъявляемые к комплексу технических средств
безопасности.
9. Из каких подсистем состоит комплекс технических средств безопас
ности?
10. Что представляет собой концепция безопасности гостиничного пред
приятия?
Глава 9
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА